К истории атеизма в России
Добавлено: 08 сен 2011, 12:25
"После 9 января 1905 г. опрашиваемые перестали тратиться на церковь": К истории атеизма в России
В начале XX века неоднократно проводились исследования бюджета разных групп населения. Некоторые из них были переизданы в сборнике
Антология социально-экономической мысли в России: Дореволюционный период. - СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 2000
Выявились следующие закономерности. Согласно данным Имп. Русского технического общества (соответствующие таблицы в сканах)
С. Н. Прокопович. Бюджеты петербургских рабочих (По данным анкеты, произведённой 12-м (содействия труду) отделом ИРТО) // Записки ИРТО. Февраль, март, апрель 1909 г. - СПб., 1909
% расходующих на церковь выше всего среди рабочих, имеющих в деревне хозяйство; они и тратят больше других. По мере ослабления связи падает и религиозность: рабочие-горожане, утратившие всякую связь с деревней, дают наименьший процент расходующих и тратят на церковные требы самый ничтожный % своего бюджета. Особенно низок % расходующих среди городской молодёжи. Среди горожан-рабочих, судя по отзывам на опросных листах, много атеистов. Некоторые делают только обязательные расходы, например, на крестины, на похороны. Встречаются указания, что после 9 января 1905 г. опрашиваемые перестали тратиться на церковь и церковные требы.
(Антология социально-экономической мысли в России. - С. 74)
Следует пояснить, что такое "обязательные расходы". Дело в том, что
Н. И. Мухин. Образование новых церковных приходов в пореформенной России : (по материалам Егорьевского уезда Рязанской епархии) // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. - 2006. - № 3
В стране, где церковь не была отделена от государства, без нее в повседневной жизни невозможно было обойтись, и каждый мирянин обязан был к ней обращаться многократно. Этого требовали такие события, как рождение, смерть, вступление в брак. Необходимо было также регулярно являться на исповедь даже вне зависимости от своей личной внутренней потребности, ибо неявка могла привести к серьезным неприятностям по линии не только духовных, но и гражданских властей.
Каковы же были причины ослабления роста атеизма среди порвавших с деревней горожан? Конечно, разрыв с традиционным укладом деревенской жизни. Социальная оппозиционность власти и церкви, как её части, - вспомним, что на выборах в Гос. Думу по рабочей курии неизменно избирались социал-демократы. Но была и ещё одна закономерность - в отношении к образованию:
Горожане-рабочие, как показывает эта таблица, тратят на обучение детей больше денег, чем пришлые из деревни.
Следующая группа расходов - на общественно-просветительные цели - распадается на: 1) расходы на рабочие клубы, рабочие школы и посещение лекций
Рабочие горожане, утратившие связь с деревней, проявляют больший интерес к клубам и лекциям, чем рабочие деревенцы: и число расходующих,и средний расход у горожан выше, чем у деревенцев.
(Антология социально-экономической мысли в России. - С. 61, 63)
То есть, отношение к образованию обратно корреллировало с религиозностью. Чем больше человек тратил на образование, тем меньше он тратил на церковь. И наоборот, чем религиознее был человек, тем меньше он тратил на образование.
Аналогическое исследование в 1912 году провело Киевское Общество Экономистов. В "Антологии..." оно перепечатано по изданию
Г. Наумов. Бюджеты рабочих Киева. - Киев, 1914
Вполне правильной представляется разница в расходах на обучение детей и церковные требы. Дети деревни носят в себе большую приверженность к церкви, меньше тратят на обучение детей. Очевидно, более нормальной представляется для этих рабочих и меньшая трата на просветительные нужды и на взаимопомощь при большей затрате на алкоголь
(Антология социально-экономической мысли в России. - С. 290)
Интересно сравнить с результатами полученными в 1895 году видным библиотековедом Н. А. Рубакиным, опубликовавшим исследование «Этюды о русской читающей публике: Факты, цифры и наблюдения». Исследователь отметил:
«Богословские книги у русских культурных читателей в ходу менее всех остальных. В известной нам частной библиотеке в течение года при 45 000 выдач всего-навсего было выдано 12 книг богословского отдела, в том числе соч. Фаррара, Робертсона, Ольденбурга («Будда»), Вашингтона Ирвинга («Магомет»), поучения Родиона Путятина и творения монаха Митрофана. Последние 2 книги были взяты первая рабочим, другая прислугой одной подписчицы. Несколько лет тому назад офицерские библиотеки получили предписания выписать духовные журналы. Из этих журналов в известной нам офицерской библиотеке в течение двух лет ни один номер не нашел себе читателя. Интересно, что к богословским книжкам русская культурная публика относится довольно ровно во всех городах, колеблясь в пределах от 0.0 до 0.5 книжки на каждого подписчика»
Согласно статистике конца 90-х, среди «преступников против веры» доля грамотных была в полтора раза выше, а процент людей с высшим образованием в два раза выше, чем среди осужденных за обычные преступления. Религиозные преступления в России // Вестник права. - 1899. - № 4)
Можно сделать вывод, что удар, нанесённый ростом городского населения традиционной религиозности, связан и с ростом уровня образования. В этой связи понятен призыв святого Феофана Затворника:
http://www.pagez.ru/olb/feofan1/1144.php
Неверие объявить государственным преступлением, Материальные воззрения запретить под смертною казнью. Материальные воззрения чрез школы распространяются. Лапласовская теория самообразования мира с прибавкою Дарвиновских бредней идет в уроках. После школы и в письмена она вошла, и всюду приносит плод неверия. Кто виноват в этом? Правительство. Оно позволило. Следовательно, кому следует все это пресечь? Правительству. Прикажет и все исправится.
Источник
Как известно из новорусской истории до революции народ только и делал как молился,постился,поклоны бил. Но потом внезапно пришли коммисары в кожанках и с маузерами. Только кто захочет помолится он тут как тут выбегает.
В начале XX века неоднократно проводились исследования бюджета разных групп населения. Некоторые из них были переизданы в сборнике
Антология социально-экономической мысли в России: Дореволюционный период. - СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 2000
Выявились следующие закономерности. Согласно данным Имп. Русского технического общества (соответствующие таблицы в сканах)
С. Н. Прокопович. Бюджеты петербургских рабочих (По данным анкеты, произведённой 12-м (содействия труду) отделом ИРТО) // Записки ИРТО. Февраль, март, апрель 1909 г. - СПб., 1909
% расходующих на церковь выше всего среди рабочих, имеющих в деревне хозяйство; они и тратят больше других. По мере ослабления связи падает и религиозность: рабочие-горожане, утратившие всякую связь с деревней, дают наименьший процент расходующих и тратят на церковные требы самый ничтожный % своего бюджета. Особенно низок % расходующих среди городской молодёжи. Среди горожан-рабочих, судя по отзывам на опросных листах, много атеистов. Некоторые делают только обязательные расходы, например, на крестины, на похороны. Встречаются указания, что после 9 января 1905 г. опрашиваемые перестали тратиться на церковь и церковные требы.
(Антология социально-экономической мысли в России. - С. 74)
Следует пояснить, что такое "обязательные расходы". Дело в том, что
Н. И. Мухин. Образование новых церковных приходов в пореформенной России : (по материалам Егорьевского уезда Рязанской епархии) // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. - 2006. - № 3
В стране, где церковь не была отделена от государства, без нее в повседневной жизни невозможно было обойтись, и каждый мирянин обязан был к ней обращаться многократно. Этого требовали такие события, как рождение, смерть, вступление в брак. Необходимо было также регулярно являться на исповедь даже вне зависимости от своей личной внутренней потребности, ибо неявка могла привести к серьезным неприятностям по линии не только духовных, но и гражданских властей.
Каковы же были причины ослабления роста атеизма среди порвавших с деревней горожан? Конечно, разрыв с традиционным укладом деревенской жизни. Социальная оппозиционность власти и церкви, как её части, - вспомним, что на выборах в Гос. Думу по рабочей курии неизменно избирались социал-демократы. Но была и ещё одна закономерность - в отношении к образованию:
Горожане-рабочие, как показывает эта таблица, тратят на обучение детей больше денег, чем пришлые из деревни.
Следующая группа расходов - на общественно-просветительные цели - распадается на: 1) расходы на рабочие клубы, рабочие школы и посещение лекций
Рабочие горожане, утратившие связь с деревней, проявляют больший интерес к клубам и лекциям, чем рабочие деревенцы: и число расходующих,и средний расход у горожан выше, чем у деревенцев.
(Антология социально-экономической мысли в России. - С. 61, 63)
То есть, отношение к образованию обратно корреллировало с религиозностью. Чем больше человек тратил на образование, тем меньше он тратил на церковь. И наоборот, чем религиознее был человек, тем меньше он тратил на образование.
Аналогическое исследование в 1912 году провело Киевское Общество Экономистов. В "Антологии..." оно перепечатано по изданию
Г. Наумов. Бюджеты рабочих Киева. - Киев, 1914
Вполне правильной представляется разница в расходах на обучение детей и церковные требы. Дети деревни носят в себе большую приверженность к церкви, меньше тратят на обучение детей. Очевидно, более нормальной представляется для этих рабочих и меньшая трата на просветительные нужды и на взаимопомощь при большей затрате на алкоголь
(Антология социально-экономической мысли в России. - С. 290)
Интересно сравнить с результатами полученными в 1895 году видным библиотековедом Н. А. Рубакиным, опубликовавшим исследование «Этюды о русской читающей публике: Факты, цифры и наблюдения». Исследователь отметил:
«Богословские книги у русских культурных читателей в ходу менее всех остальных. В известной нам частной библиотеке в течение года при 45 000 выдач всего-навсего было выдано 12 книг богословского отдела, в том числе соч. Фаррара, Робертсона, Ольденбурга («Будда»), Вашингтона Ирвинга («Магомет»), поучения Родиона Путятина и творения монаха Митрофана. Последние 2 книги были взяты первая рабочим, другая прислугой одной подписчицы. Несколько лет тому назад офицерские библиотеки получили предписания выписать духовные журналы. Из этих журналов в известной нам офицерской библиотеке в течение двух лет ни один номер не нашел себе читателя. Интересно, что к богословским книжкам русская культурная публика относится довольно ровно во всех городах, колеблясь в пределах от 0.0 до 0.5 книжки на каждого подписчика»
Согласно статистике конца 90-х, среди «преступников против веры» доля грамотных была в полтора раза выше, а процент людей с высшим образованием в два раза выше, чем среди осужденных за обычные преступления. Религиозные преступления в России // Вестник права. - 1899. - № 4)
Можно сделать вывод, что удар, нанесённый ростом городского населения традиционной религиозности, связан и с ростом уровня образования. В этой связи понятен призыв святого Феофана Затворника:
http://www.pagez.ru/olb/feofan1/1144.php
Неверие объявить государственным преступлением, Материальные воззрения запретить под смертною казнью. Материальные воззрения чрез школы распространяются. Лапласовская теория самообразования мира с прибавкою Дарвиновских бредней идет в уроках. После школы и в письмена она вошла, и всюду приносит плод неверия. Кто виноват в этом? Правительство. Оно позволило. Следовательно, кому следует все это пресечь? Правительству. Прикажет и все исправится.
Источник
Как известно из новорусской истории до революции народ только и делал как молился,постился,поклоны бил. Но потом внезапно пришли коммисары в кожанках и с маузерами. Только кто захочет помолится он тут как тут выбегает.