Страница 1 из 1

Чем страдает "младой Вертер"? - Ответ очевиден!

Добавлено: 12 июл 2012, 12:28
raison
ЧЕМ СТРАДАЕТ "МЛАДОЙ ВЕРТЕР"? - ОТВЕТ ОЧЕВИДЕН!

Когда я прочитал текст интервью, данного сайту «Христианский Мегаполис» (См. http://www.christianmegapolis.com/2012/07/2359) свежеиспеченным ректором Донецкого Христианского Университета (ДХУ) г-ном Михаилом Черенковым, то первой моей реакцией было непреодолимое желание разразиться язвительной филиппикой под заголовком «Явился я, и все померкло!».
Затем, взяв себя в руки, счел за лучшее бросить реплику - «Пусть живет безмятежно!», почерпнутую мной из фейерверка искрометных фраз неунывающего героя кинофильма «Покровские Ворота».
Действительно, стоит ли реагировать на интервью очередного функционера-«образованца», в котором наивная амбициозность (или амбициозная наивность – нужное подчеркнуть) мило соседствует с чуть пробивающимся мягким лукавством?
Нужно ли тратить драгоценное время на анализ туманно-кудрявых изречений одного из наиболее «раскрученных» персонажей протестантской кибер-резервации?
Тем более - человеку, фактически вытесненному из «системы», заработавшему устойчивый статус «номинального», «бывшего» а то и – «насмерть разобиженного» - преподавателя всяческих деноминационных «университетов», «академий», «институтов» и «семинарий»?
В конце концов – я все же рискнул (хотя какой уж тут «риск»!) – сделать кратенький анализ интервью Михаила Черенкова, ибо – как ни крути – он возглавил довольно известное учебное заведение на пост-советском пространстве. А значит, это интервью – пусть отчасти – иллюстрирует то положение, в котором пребывает христианское образование в странах СНГ в данный момент.
Во-первых, г-н Черенков косвенно признает… отсутствие христианского образования, объясняя его «тенденциями времени». По мнению ректора ДХУ, «они говорят о том, что мы не должны строить планы реанимации того, что жило и отжило, возвращения к жизни вчерашнего дня».
Михаил Черенков декларирует: «Богословское образование в бывшем СССР только начинается… Если заявлять, что у нас есть система богословского образования в устоявшемся виде, и мы ей можем быть довольны, то это противоречит фактам». Но тут же - диалектично оговаривается (ясный перец – все же доктор философских наук, а не хухры-мухры!): «…нельзя также сказать и того, что ничего не было и нет, что двадцать лет мы лишь видели сон о богословском образовании, что все померещилось».
В этой чисто буржуазной дипломатии явственен намек на то, что пан ректор увязывает «начало» постсоветского теологического образования с собственной персоной вкупе с персонами своих потенциальных единомышленников (о них – чуть позже!).
Любопытно, что г-н Черенков соглашается с фактом кризиса христианского образования на просторах СНГ, но говорит о нем… в прошедшем времени: «В кризисе пребывал и ДХУ, и христианское образование, в целом».
- Не рановато ли?
- Не рановато ли дублировать бодренький слоган Иосифа Виссарионовича: «Жить стало лучше! Жить стало веселее!»?
Но Михаил Черенков преисполнен юношеским оптимизмом, суть которого сводится к незатейливой идее о том, что христианское образование в бывшем СССР «выправится» за счет смены в деноминационных вузах поколений управленческо-административных и преподавательских кадров. «Был этап пионеров, сейчас этап профессионалов…. Задача пионеров – проложить путь; их время прошло. Если они смогут вовремя дать дорогу другим, передать эстафету, опыт, поддержку, то новое поколение продолжит это на качественно ином уровне», - ничтоже сумняшеся провозглашает ректор Миша.
Здесь мы наблюдаем откровенное лоббирование поколения 30-40-летних преподавателей и администраторов.
Нет сомнений, их нужно продвигать! Самый институт христианского образования остро нуждается в молодых и талантливых кадрах.
Но… зачем их противопоставлять т.н. «пионерам»?
Почему «пионеры» должны уступать дорогу «профессионалам»? Ведь молодость» не всегда является синонимом высокого профессионализма.
Не лучше ли молодым и тем, кто находится «в последнем приступе юности», идти по дороге вместе?
Мне не ясно - почему «пионеры», уступив пресловутую «дорогу» (скорее всего, карьерную, чего уж тут лукавить!), должны как ветераны Куликовской битвы «передавать опыт» или «поддерживать» молодые, но не в меру амбициозные дарования?
Если последние столь велики и ужасны, то к чему им опыт людей, чье «время прошло»?
Любопытно, что на эти мои риторические вопросы дает ответы сам Черенков. Он признается в том, что у «профессионалов» (то бишь – 30-40-летних) «почти ничего нет», что от сих ученых мужей требуется «скромность».
Не знаю, насколько искренне это сказано…
Скорее всего, у 30-40-летних есть и некоторый запас знаний, и – хотелось бы в это верить – потребность в личной скромности. Не все же из них, в конце концов, отпетые негодяи!
Рассуждая о работниках христианского образования, ректор ДХУ де-факто констатирует недостаток «звезд», т.е. – ярких, креативных личностей, произнося насквозь демагогическую и псевдоблагочестивую фразу: «В христианском призвании не ставится задача стать звездой, ставится задача послужить». Но если оставить ханжескую риторику в стороне, то ведь, наверное, и ежу понятно, что высшее образование зиждется как раз на «звездах», умных, талантливых, вдохновенных, харизматичных. Именно такие администраторы, а тем более – преподаватели созидают настоящие Университеты, Академии, Институты и Семинарии! Они, а не серенькие, американоподобные «команды» из прыщавых вьюношей и таких же девиц!
Однако Черенков пытается убаюкать и самого себя, и потенциальных абитуриентов ДХУ обнадеживающими словесами: «Я постараюсь привлечь новых людей, которые внесут новизну подходов и динамику в командную работу».
Свежо предание, а верится с трудом!
Похоже, в таковое предание не верится и брату во Христе Михаилу. Он сетует: «Не так просто найти свободных и готовых к работе людей. Способные заняты… я не собираюсь переманивать людей. Хочу найти тех, для кого работа в ДХУ станет ответом на внутренний поиск, призванием, делом жизни».
Если убрать типичную для Черенкова демагогическую концовку, то становится ясным, что под его чуткое руководство т.н. «способные» преподаватели не спешат. Они, якобы, заняты.
Заметим, что все больше реально толковых специалистов ныне задействованы вовсе не в христианских вузах, а вытеснены оттуда – в светские, либо – преуспевают в других видах деятельности, например, книжно-издательской или публицистической. Так что «младому Вертеру» придется немало пострадать на «руководящей» ниве.
«Я не привык выбирать лучшие места для карьерного роста, привык следовать своему призванию, - с большевистской прямотой заявляет Михаил Черенков. - Неудачи были и будут, в ДХУ они будут, несомненно, но я готов учиться, исправлять ошибки, пересматривать свое отношение».
Вот так, один из лидеров т.н. «профессионалов» уже программирует себя на не совершенные пока ошибки и не случившиеся еще неудачи.
Или же он «прикрывает» тылы, а то и "пути к отступлению"?
Время покажет.
Хотя не исключено, что - при продемонстрированном в интервью настрое - Михаила Черенкова, действительно, ожидает бесславное фиаско.


Владимир СОЛОДОВНИКОВ, кандидат исторических наук