Slava
Поздравляю с «переездом» в другой топик!
Вот только «обидно», что отвечать приходится не Вам, а некоему Милларду Эриксону – гениальному ученому, без пяти минут Нобелевскому лауреату e t.c. Иронию уловили, господин оппонент?
Так вот…
Миллард Эриксон писал(а):Можно ли богословие считать наукой, и если да, то что это за наука? Иными словами, относится ли богословие к сфере знаний и в каком смысле?
Во втором предложении - абсурдное переложение вопроса, если учесть положение первого. Относимость богословия к сфере знаний не дает права на то, чтобы считать богословие наукой. К сфере знаний относится любой эмпирический или практический опыт. К сфере знаний относится астрология, мифы, легенды и пр. И это отнюдь не делает их научными.
Одного этого нелепого посыла Вами, Slava, цитируемого «гения науки» Милларда Эриксона достаточно, чтобы всякий мало-мальски незашоренный и умный человек по-меньшей мере улыбнулся.Чтобы не подумали, что я придираюсь к каждому слову, промолчу по поводу утверждений Вашего поверхностного «ученого» об этапах эволюции богословия. Такой бред редко встречается – его надо беречь, а не осмеивать. Хотя бы в силу того, что он сам по себе смешон. Сожалею, что Ваш диплом, которым Вы кичитесь, позволяет Вам воспринимать эти выдумки, полуизвлечения и откровенную софистику (низкопробную к тому же) как истинные.
Миллард Эриксон писал(а):В силу того же критерия богословие — это наука, поскольку оно основывается на принципах, раскрытых Богом [Фома Аквинскнй, Сумма теологии, часть 1, вопрос 4, статья 4].
Фоме Аквинскому вся мировая наука, равно как и философия давно ответили и записали его в хроники. Вместе со схоластикой о том, что критерий научности богословия – богоданность.
А Вы, Slava, и поныне видите это актуальным, повторяя слова непоследовательного и малограмотного эссеиста Эриксона.
Миллард Эриксон писал(а):Его суть относится к вещам, превосходящим человеческое понимание, поэтому оно стоит выше всех других умозрительных наук, рассматривающих вопросы, доступные человеческому уму.
На месте Эриксона я бы побоялся писать подобное. Ибо эти слова, прими их за верные, выносят приговор богословию. Если суть богословия относится к непостижимому человеком, то богословие бессмысленно как наука, цель которой так или иначе познать мир, приблизиться к истине (как ее не назови в данном случае: Бог или еще что).
Далее Эриксон осовременивает критерии научности и говорит о сложности классификации богословия как науки с их позиций, не забывая пройтись и по другим отраслям знания (психоанализу Фрейда).
Аллилуйя, Slava!
Вы хоть понимаете, о чем пишет Ваш писака? «Индуктивная логика», «интроспективное познание»… Много слов, а смысла – ноль, если сопоставить утверждения внутри одного абзаца. Догадливые люди поймут, что я имею ввиду. Для Вас же пока один только совет: почитайте побольше об индукции и интроспекции и подумайте, в чем глюк англосаксонца.
Если коротко высказаться о 6 критериях богословия Шольца, то в нем:
А) множество внутренних противоречий (пример – все то, о чем пишет Эриксон);
Б) положения его непроверямы (иначе – расскажите об этих уникальных научных экспериментах и/или теоретических доказательствах);
В) в нем есть масса противоречий физике и биологии (начиная с тонкостей сотворения мира и человека);
Г) оно несвободно от пристрастий (бартовских, шольцевских, эриксоновских и пр.);
Д) никаких аксиом и теорем, удовлетворяющих научной логике.
Бартовские критерии и того глупее. Эдак я захочу основать науку футбола, и буду по всем трем принципам накапливать ее знания.
Еще дальше – еще хуже. Новые критерии. Никакой последовательности. Никаких обоснований. Одни неподтвержденные ссылки на принципы других наук. И еще столько чуши и идиотизма, что слов нет от счастья за то, что наш мир еще богат источниками для искреннего смеха.
Slava,
все таки соизвольте с высот своего диплома ответить мне на претензии по поводу действительно классических критериев научности, известных любому грамотному. А то я устал от Вашего молчания! И готов перестать Вас уважать как оппонента в случае новой тишины. Равно как и многие Ваши читатели, поверьте…
Научное знание обладает всеми следующими признаками:
Фальсифицируемость.
То есть опровержимость заявлений о чем-либо, поскольку ничто не является абсолютным.
В этой связи вера в Бога, с позиции религии не подлежащая опровержению, не может считаться научно обоснованной. Подобное явление называется субъективизмом, вызванным личными или иными желаниями и потребностями.
Логичность.
Доказательство всего должно быть строгим с позиции логики, корректным.
В этой связи вера в Бога подкрепляется далеко не всегда логичными конструкциями, вроде той, что я процитировал выше.
Объективность (всесторонний характер).
Достоверность утверждения возможна лишь при принятии к сведению максимально возможного объема информации разного рода. При этом противоречия и отрицательные сведения обязательны для проверки правильности.
Часто ли теологи прибегают к плодам развития генетики, математики, ОТО, синергетического (системного) анализа и пр.?
Воспроизводимость.
Иными словами, подтверждение факта аналогии (идентичного явления, события и т.п.), реализованного в природе или искусственным образом.
Откровение в карман не положишь… И в телескоп не увидишь…
Бремя доказательств.
Именно заявитель утверждения принимает на себя бремя доказательств оного.
Служители церкви почему-то не доказывают «факт» существования Бога, души, загробного мира, чуда непорочного зачатия и иные фокусы, а кивают на атеистов: дескать, Вам оно надо – Вы и доказывайте / опровергайте, что хотите. А ведь этот критерий (бремя доказательства) налагает на заявителя ответственность за свои слова.
*** *** ***
Впадаю в молчание…
До нормального ответа…