ZZ писал(а):Нина
я ничего не имею против заповедей. Только без религии.
Кстати, Христос был противником религиозности. Почитайте эту статью!
ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ВНУТРЕННЕЙ СКВЕРНЫ – ЧЕРЕЗ БОГОПОЗНАНИЕ!
«И призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте:
Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
Тогда ученики Его приступивши сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились?
Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
Оставьте их, они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
Петр же отвечая сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете ?
Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека.
Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления:
Это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека.»
Матф. 15:10-20.
Приведенный выше Евангельский фрагмент содержит два призыва Иисуса Христа к своим ученикам:
первый - слушать и разуметь Бога (См. 10);
второй – в широком смысле, оставить фарисейство, то бишь – доведенную до абсурда религиозность (См. 14).
Акцент Христа на том, что верующему должно все осмысливать, не случаен. Более того, он явственен в риторических вопросах Спасителя: «…вы еще не разумеете?» (16); «…еще ли не понимаете…?» (17).
Сам Иисус Христос мыслит не стандартно, напрочь отрицая устоявшуюся в своей популярности идею осквернения от еды или идею «гастрономической святости» (См. 11). Он смело посягает на обычай обязательного омовения рук перед приемом пищи. Заметим, что это - не отрицание гигиены: Сын Божий – против придания ей особого сакрального смысла. Иначе говоря, Он не согласен с «ритуальным мистицизмом», который не гарантирует нравственной чистоты, а тем более - верности Богу.
Ученики Христа – апостолы (да и мы, грешники!) зачастую мыслим приземлено, банально. Это приводит к озабоченности не сутью сказанного Спасителем, а тем - какой эффект будет иметь озвученная Им идея.
Критическую позицию Христа относительно традиций апостолы, например, истолковали как потенциальный соблазн… для фарисеев-законников (См.12). Иисус недвусмысленно охарактеризовал фарисеев, а также тех, кто действует с оглядкой на них и фактически ведом ими (См. 14). Его высказывание на этот счет стало широко известным афоризмом. Кроме того, Он пообещал искоренение фарисейского законничества как… безбожного, а стало быть – несостоятельного (См. 13).
Господь подробно разъясняет несостоятельность фарисейских требований к приему пищи – «входящему в уста». Пища сама по себе не оскверняет человека: проходя через его организм, она извергается. Таким образом, в целом, она полезна: все ненужное естественным образом удаляется (См. 17).
Христос обращает внимание на то, что гораздо сложнее дело обстоит с «исходящим из уст» человека. Поскольку оно имеет источником сердце или духовный внутренний мир, зачастую далекий от идеала (См. 18. 19). Оскверняет как раз «исходящее из уст». И - гораздо хуже, чем попросту неумытые руки! (См. 20).
Как добиться того, чтобы из уст исходило благое, а не скверное?
- Слышать Божии призывы, осмысливать их и не искать ложной святости. Ибо слышание исключительно самих себя, несознательность, профанация истинного освящения – прямой путь к гордыне. Силуан Афонский не случайно писал: «Люди…за гордость свою не могут принять благодать Святого Духа, и поэтому страдает весь мир. А если бы люди познали Господа… то за один час изменилось бы лицо всего мира, и у всех была бы великая радость и любовь».
К сожалению, многие верующие склонны к т.н. «практическому христианству» или к «практической христианской этике», манкируя при этом Богопознанием, без которого пресловутая «практика»… попросту невозможна. Эжен Берсье такое равнодушие к Богопознанию называл «низкой склонностью, свойственной многим из нас».
Христиане-«практики» снисходят лишь до того, чтобы дать право на жизнь только этической проповеди, которая, как правило, являет собой лозунгоподобный поток сознания со слащаво-назидательными «примерами из жизни». Они настойчиво стремятся превратить церковную кафедру исключительно «в трибуну изобличения и бичевания общественных пороков», забывая при этом, что ее назначение глобальнее и глубже.
Почему, даже руководствуясь самыми благими побуждениями, такие верующие противопоставляют реализацию христианских этических норм серьезному Богопознанию?
Скорее всего, потому, что таковое требует духовной, душевной, интеллектуальной, эмоциональной и физической мобилизации всех ресурсов, дарованных Богом человеку. Но при этом «практически сориентированные» (нынче они любят именовать себя «прагматиками»*) не понимают того, что разделение реализованной этики от вероучения гибельно! Э. Берсье писал: «Отделите нравственность, которой мы живем от христианского учения, и – неминуемо погибнете… Нам часто говорят: «Проповедуйте нам чистую мораль, а догматы оставьте ученым прениям… Догматы разделяют, а нравственность соединяет нас. Проповедуйте нам нравственность без всякой примеси догматов, и все сердца обратятся к вам». …я знаю, братья, что… добродетель иных атеистов могла бы заставить покраснеть не одного из христиан. Я знаю, что даже и в среде язычников… можно насчитать немало высоконравственных примеров… Отличительная и глубокая черта, характеризующая христианство, и состоит именно в… соединении нравственности с учением до полного их объединения и неразрывности…».
Поведение христианина будет адекватно только при условии, если оно явится следствием погружения в Слово Божие. Если это поведение – результат реализации «благочестивых» слоганов, то оно, скорее, бессознательно, а точнее - интуитивно. Поэтому Э. Берсье абсолютно прав, утверждая, что «все великие пробуждения христианского духа в Церкви вызывались не столько проповедью о нравственности, сколько победоносным подтверждением самих истин веры». Всю полноту христианства нельзя свести лишь к утилитарно-этической сфере. Важно исповедовать и реализовать христианство из осознания Божией истины и повиновения ей. Важно рассматривать его в величественном целом.
Сколь часто доведенный до абсурда пиетизм являлся и является дорогой к абсолютной духовной слепоте, о которой предупреждает Спаситель (См. Матф. 15:14)! Сколь часто стяжание личного благочестия, возведенное в культ, порождало и порождает отвратительный феномен фарисейства!
Гипертрофированное благочестие есть профанация служения Богу, за которой нередко стоят изощренный скептицизм по отношению к духовной полноте Священного Писания или… сон разума, порождающий чудовищ. Мартин Лютер печально заметил по этому поводу: «Многие считают христианскую веру простой вещью и немало людей относят ее к добродетелям. Они делают это потому, что никогда не испытывали ее и не понимают той великой силы, которая заключается в вере». Вера прежде всего – очистительна! Она преображает внутренний мир человека! И так, что из него уже не исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления! И так, что уста человеческие не источают скверны! Чистосердечие, искренность, освященные и освещенные Богопознанием, на самом деле реализуют добро, в том числе и - в поведенческой сфере. Прагматически-тупое следование «высоконравственным принципам» в урочный час обернется смрадным зловонием фарисейской закваски и страшным разочарованием.
ПРИМЕЧАНИЯ:
* В этом смысле показательна фраза вновь избранного Председателя РС ЕХБ Алексея Смирнова в интервью, опубликованном на www. Protestant.ru 26 апреля 2010 года: «Сам по себе я не очень эмоциональный человек, больше - прагматик. Поэтому слушаю то, что говорит мне Бог. Для меня служение Богу не связано с какими-то званиями, погонами, положением, привилегиями. Служение стало для меня естественным состоянием общения с Ним, поэтому сегодняшняя ситуация – новый этап моей жизни, где Бог доверил мне нечто новое. Я отношусь к этому так, как относился всегда: если Бог позвал, то я должен сделать все для того, чтобы это выполнить. Если Бог повел меня таким путем – не всегда понятным для меня – значит, Он чего-то ожидает от меня. А через меня и от братства нашего»
http://www.protestant.ru/news/interview/?id=2942 Не сложно заметить в этих словах некую неопределенность «прагматика».
Пастор Владимир СОЛОДОВНИКОВ, профессор Духовной Академии Содружества Евангельских Христиан России (СЕХР)