Автор потенциального исторического бестселлера - из Рязани!

Место общения верующих и желающих найти веру. Информация о приходах действующих на территории Рязани и области. Вопросы богословия и атеизма.

Модератор: Модераторы FORUM.RZN.info

raison
Гость RZN.info
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 29 мар 2005, 11:02
Откуда: Рязань

Автор потенциального исторического бестселлера - из Рязани!

Сообщение raison » 07 апр 2006, 07:29

Опубликована первая российская монография по истории лютеранства при Иване Грозном

06.04.06 17:22 Версия для печати



Москва, 6 апреля, Благовест-инфо. Вышла в свет первая в России историческая монография, посвященная лютеранству в России во времена Ивана Грозного. Ее автор, пастор Рязанского евангелическо-лютеранского прихода святой Марии, кандидат исторических наук Владимир Солодовников проанализировал отношение русского монарха к учению Мартина Лютера, которое тот рассматривал как «весьма близкое к истине». По мнению В.Солодовникова, колебания царя в оценке лютеранства и его далеко неоднозначное восприятие европейской церковной Реформации XVI века приводили Ивана Грозного как к попыткам привлечь лютеран к проводимым им государственным преобразованиям, так и к организации антилютеранских погромов в Москве. Автор подчеркивает значимость инициированного Иваном Грозным еще свыше 400 лет назад православно-лютеранского богословского диалога.

Владимир Солодовников высказывает предположение о том, что лютеранство имело шанс стать духовно-идеологическим обоснованием позитивных поначалу реформ Ивана Грозного и вполне могло бы предотвратить опричнину.

Как сообщили «Благовест-инфо» в миссии «Служение Лютеранского Часа», выпустившей книгу, ее презентация состоится в мае при участии ведущих российских историков, религиоведов и богословов.

Аватара пользователя
Dimitriy
Гость RZN.info
Сообщения: 401
Зарегистрирован: 19 авг 2005, 02:49
Откуда: РФ

Сообщение Dimitriy » 07 апр 2006, 23:14

Интересно, а в России много историков, религиоведов, богословов с именами, известными всему цивилизованному миру? Или "для себя", т.е. внутреннего пользования трудец писанули?
правильный выбор-вот,что важно!

raison
Гость RZN.info
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 29 мар 2005, 11:02
Откуда: Рязань

Сообщение raison » 15 апр 2006, 23:11

Желающие заказать книгу "Лютеранство: возможная панацея от опричнины?" могут сделать это, посетив Приход Святой Марии.

raison
Гость RZN.info
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 29 мар 2005, 11:02
Откуда: Рязань

Сообщение raison » 20 май 2006, 02:03

Состоялась презентация книги Владимира Солодовникова «Лютеранство: возможная панацея от опричнины?»

06.05.06 19:03 Версия для печати



Москва, 6 мая, Благовест-инфо. Презентация книги историка, публициста Владимира Солодовникова «Лютеранство: возможная панацея от опричнины?» состоялась 5 мая во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. Рудомино в Москве. В презентации приняли участие историки, религиоведы, представители христианских организаций, журналисты.

По словам ведущего встречи, директора организации «Служение лютеранского часа» Константина Андреева, проблематика книги интересна как для современной исторической науки, так и для современного протестантизма. Проблемой современного протестантизма, отметил он, является некий «комплекс сироты», «комплекс детдомовца»: «Кто я? Кто есть протестанты в России?» Вторая глава книги не случайно называется «Званые гости, эмигранты или пленники?», отметил он. Работа В. Солодовникова поднимает этот важный для протестантов вопрос, и ответив на него, понимаешь ответ на следующий: «Что ты должен делать?», подчеркнул ведущий.

Свое мнение о представленном исследовании высказал преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат философских наук Леонид Василенко. Книга, по его мнению, ставит вопрос не только «поиска альтернативы опричнины», но и поисков альтернативного будущего для страны. Леонид Василенко высказал пожелание автору продолжить работу и изучить лютеранство в России не только как явление «религиозно-идеологическое», но и рассмотреть его в плане социально-экономическом и социально-политическом.

Преподаватель Московской богословской семинарии Николай Корнилов, выступая с оценкой книги, отметил, что воспринял ее как «интересную попытку увидеть альтернативу в истории; то самое сослагательное наклонение, которое так долго и упорно отвергалось». Центральный вопрос книги, считает Николай Корнилов, звучит так: что было бы, если бы Иван Грозный обратился в лютеранство? Отсюда, считает он, вытекает важная мысль и для современности: что было бы, если бы кто-либо из наших нынешних правителей оказался лютеранином или баптистом? Изменилась бы ситуация в нашей стране? «Книга интересна не только исторически, она написана в остром полемическом и публицистическом стиле, но не со всеми тезисами можно согласиться», -- отметил Корнилов. В частности, он не согласен с мнением автора о степени влияния лютеранства на ситуацию в России. «Наличие германского населения, рассеянного по всей России, и в более поздние времена не оказало сколько-нибудь серьезного влияния на русский народ, -- считает Корнилов. -- Даже в конце XIX века лютеранство не оказывало влияния на высшие слои общества, и даже мать последнего русского императора, датская принцесса, вынуждена была принять православие, также как и его жена». И в более благоприятные времена, считает выступавший, когда представители аристократии германского происхождения вполне могли достигать высших постов в государстве российском, оставаясь при этом лютеранами, само лютеранство сохранялось в рамках дозволенного вероисповедания части российских подданных. И это при том, что лютеране с XVI века как специалисты, военные, мореходы, ученые принесли немало пользы России, тем не менее они не оказали серьезного влияния на русскую ментальность, «они были и их как бы не было», считает он.

В качестве бесспорных достоинств книги Солодовникова Николай Корнилов указал обширную библиографию по истории лютеранства. Хотя, как оказалось, не очень много источников по истории лютеранства при Иване Грозном, их достаточно для ответа на вопрос: могло ли лютеранство стать панацеей от опричнины? Небольшой экскурс в историю царствования Ивана Грозного помогает читателю понять, почему царь решился на опричнину, отметил выступавший.

В заключение встречи выступил сам автор книги, пастор рязанского лютеранского прихода св. Марии Владимир Солодовников. Он представил краткий обзор книги, которая состоит из пяти глав: «Начал во здравие» или либеральный старт будущего тирана», «Званые гости, эмигранты или пленники?», «И хочется, и колется...», «Официально-клерикальное восприятие лютеранства в эпоху Ивана Грозного», «Ненавязчивые служители Христа».

По словам Солодовникова, он, изучив источники по истории лютеранства в России, остановился на правлении Ивана Грозного, которое отчетливо делится на два периода: 1) деятельность Ивана Грозного как реформатора, преобразователя; 2) период безудержного террора, который привел к смутному времени. По словам Солодовникова, Ивана Грозного не удовлетворяло качество и темп реформ, более того, он понимал необходимость их «идеологического обоснования». Русская Православная Церковь в то время не могла дать такую идею. Иван Грозный рассматривал лютеранство «как вероятное духовно-идеологическое обоснование реформ», но он не использовал это шанс. Историк привел факты, позволяющие, по его мнению, считать, что царь находился на «стадии перехода из православия в лютеранство»: в Россию легально поступали тысячи экземпляров лютеранских книг; Иоанн IV вел в диалог с лютеранскими пасторами; налаживал печать лютеранских книг на русском языке. С одной стороны, поощрял строительство лютеранских храмов, с другой – организовывал погромы, отметил далее историк. Лютеране были против опричнины, особо отметил он. Также, сообщил автор, не было ни одного случая прозелитизма со стороны лютеран, чем они вызывали уважение Грозного. Что касается «вопроса о шансе», то он интересен сейчас: нет ли у нас ощущения, что мы упускаем какой-либо шанс? Автор подчеркнул, что эта книга «не для тех, кто ждет готовых ответов».

raison
Гость RZN.info
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 29 мар 2005, 11:02
Откуда: Рязань

Сообщение raison » 20 май 2006, 02:24

ПРЕЗЕНТАЦИИ КНИГИ "ЛЮТЕРАНСТВО: ВОЗМОЖНАЯ ПАНАЦЕЯ ОТ ОПРИЧНИНЫ?" ПРОХОДЯТ ПО РОССИИ И ЗА ЕЕ РУБЕЖАМИ

Помимо Москвы презентации монографии Владимира Солодовникова уже состоялись во Владимире, Воронеже, а также в Тампере (Финляндия). 28 мая - в контексте Фестиваля христианского искусства - презентация этой книги состоится в Рязани. На лето намечены также презентации в Казани и Моршанске (Тамбовская обл.).
В настоящее время готовится к выходу в свет еще одна книга пастора Владимира - "То, о чем я думаю на самом деле".

raison
Гость RZN.info
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 29 мар 2005, 11:02
Откуда: Рязань

Сообщение raison » 20 май 2006, 02:30

РЕПОРТАЖ: Новый взгляд на парадоксы реформ Иоанна Грозного. Могла ли Русь пойти по пути протестантской Европы? Заметки с презентации новой книги Владимира Солодовникова
--------------------------------------------------------------------------------


Все, что касается исторических примеров российского реформаторства, вызывает в наши дни большой интерес не только у узких специалистов. Это вполне понятно, потому что сегодня снова идут нескончаемые "реформы", а власти многообещающе намекают на необходимость новых. При этом нетрудно заметить, что об интересах населения они вспоминают в последнюю очередь. Поэтому презентация новой книги Владимира Солодовникова "Лютеранство: возможная панацея от опричнины?", которая прошла в Большом зале Всероссийской Государственной библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ) 5 мая 2006, тоже с немалым интересом ожидалась специалистами и просто интересующимися самого разного толка.

Эпоха царя Иоанна IV (Грозного) ‑ один из наиболее загадочных периодов российской истории во многих смыслах. Разделенное на два контрастных этапа, правление яркого и зловещего государя поставило перед исследователями массу вопросов, на которые окончательные ответы не найдены до сих пор. Один из них касается периода опричнины ‑ явления, ставшего нарицательным для русского языка, когда бывает необходимо подчеркивать особую жестокость и циничность властных репрессий в отношении своего же населения. Тем не менее, изобилие свидетельств об опричнине, по сути, никак не проясняет причин и природы ее возникновения. Противоречивых истолкований этого немало, но все они удовлетворяют истине лишь частично. Тогда, как полное разоблачение этой тайны эпохи Иоанна Грозного будет возможно, скорее всего, только в результате комплексного изучения всего опыта государственных репрессий на территории нынешней России. Да и то еще не скоро.

Представляя книгу, ее автор ‑ историк, пастор лютеранского прихода Святой Марии в Рязани Владимир Солодовников ‑ сразу предупредил, что, приступая к своему исследованию, в качестве жестких критериев он избрал только тему, сформулированную в названии книги и только эпоху правления царя Иоанна IV. А затем пояснил, что руководствовался, прежде всего, тем, что при изобилии исторических источников, связанных с лютеранством на Руси, сведений об этом конкретном периоде крайне мало и изучение феномена эпохи Грозного в подобном преломлении не предпринималось. Два этих фактора на фоне крайней противоречивости правления царя и стали решающими при написании книги.

В качестве символических "оппонентов" на презентации выступили доцент Свято-Тихоновского православного университета, кандидат философии Леонид Василенко и декан факультета церковного служения Московской богословской семинарии Церкви Евангельских христиан баптистов Николай Корнилов. Символическими потому, что оба "оппонента", а скорее рецензента, одинаково подчеркнули ценность исследования истории лютеранства и одновременно эпохи опричнины в данном ключе. Правда, Леонид Василенко не преминул заметить, что надеется на продолжение автором исследований в этом направлении, так как публикация заставляет читателя задаваться все новыми и новыми вопросами. В частности, таким нетипичным для "не терпящей сослагательных наклонений" науки, как "каким образом пошло бы развитие России, если бы Иоанн Грозный избрал в качестве реформаторского лютеранский путь?"

А Николай Корнилов подверг сомнению то обстоятельство, что общее количество лютеран той эпохи могло заметно повлиять на процесс развития русского народа, хотя значение протестантизма вообще было достаточно заметно. Однако в процессе презентации, в частности, при обсуждении вопроса о восприятии лютеранства с позиции знати того времени, выяснилось, что статус этого вероисповедания как "церкви интеллектуального меньшинства" был тогда весьма высок.

В период работы над книгой автор не мог не обратить внимания будущих читателей на особые интеллектуальные качества Иоанна IV, на его жадность ко всему новому, к беспорядочным духовным исканиям и метаниям ‑ от религии и науки до астрологии и оккультизма. Быть может, такая "ненасытность" существующим укладом в умах и сподвигла царя в первой половине его правления на реформы, которые во многих отношениях были по меркам того времени либеральными, но захлебнулись. И, быть может, опричнина со всей ее жестокостью в определенной мере была реакцией на этот провал и имела целью укрепление влияния власти в назревающих уже политических катаклизмах. В любом случае, введение опричнины было похоже на малоадекватное, паническое действо наделенного огромной властью государя. Скорее, оно походило на проявление психоза человека, по своим интеллектуальным и прочим качествам резко выделявшегося на фоне своих современников.

Духовный поиск, начавшийся с христианизации Руси в Х веке, подошел к моменту своего кризиса как раз в эпоху Грозного. Время царствования Иоанна будто неким мистическим образом совпало с объективной необходимостью для государства немедленно делать окончательный выбор "духовный пути". Определялся он, конечно же, не мифическим народным сознанием, как объясняют это псевдо-патриотические идеологи, а решением сильного правителя и волевым актом распространения такого выбора на широкие слои населения.

Причины подобных резких переломов всегда бывают политическими, как случилось это в царствование князя Владимира, крестившего Русь или, уже после Грозного ‑ в петровскую эпоху, определившую вектор выхода России на мировую арену. Таким образом, вся ответственность в тот момент лежала на Иоанне IV, который ее столь своеобразно и осуществил.

Без того огромными, но все увеличивающимися территориями российской земли надо было управлять. На Православную Церковь, ослабленную годами боярского правления и находившуюся в столь плачевном состоянии, что даже митрополит Московский представлял собой разменную монету в руках боярских кланов, рассчитывать царю не приходилось. Поэтому вполне объяснимы его диалоги с протестантами, ориентиры которых были изначально направлены на социальную активность христиан, на развитие внешних связей, предпринимательства, торговли. Судя по ответу царя пастору Яну Раките после переговоров с ним, Иоанн и в самом деле мог рассматривать вопрос о выборе протестантского пути. Но крах "либеральных реформ" начала его правления сыграл свою решающую роль, и Грозный счел единственным способом наведения "порядка" в государстве жесткий опричный террор.

Примечательно, что в отличие от других идеологически ориентированных исследований эпохи Иоанна Грозного "с религиозной точки зрения" подход Владимира Солодовникова к исследованию выдержан в рамках исторической фактологии. То есть привычного российскому читателю преподнесения однозначной категоричности в оценке Грозного царя здесь нет. По Солодовникову Иоанн IV и не "бездумный и бездушный садист", и не "царь-праведник, творец стихир и подвижник, живущий в монастыре, в миру в постоянном общении со святыми", как рисуют его православные националисты (Г. Коробьев). Известно, например, то обстоятельство, что царь в свое время был поражен открытием, что государи Европы признают над собой верховенство Римского Папы. Это настолько не укладывалось в его сознании, что Иоанн приказал нунцию иезуиту Пассевино рассказать о такой диковине своим митрополитам, епископам и прочим (Горсей). Царь Иоанн IV по Солодовникову - это неоднозначная и высокоразвитая личность, наделенная огромной властью, диапазон проявлений которой проявляется в метаниях от гениальности до безумия. От осознания таких порядков, которые будут усвоены людьми спустя лишь века, до буйной, истеричной реакции одержимого, проявившейся в истреблении всего живого, что мешало осуществлению его замыслов.

Реальный шанс наведения порядка предоставляло бы, вероятно, и принятие лютеранства, расцвет которого в Европе приходился на эту эпоху. Но все обернулось иначе, и мечтания Грозного о благосостоянии Руси разрешились одним из наиболее показательных по своей жестокости примеров властного террора в отношении собственного народа. А Россия вступила в круг смутных времен, которые повторяются через века со зловещей регулярностью.


Михаил Ситников,

для "Портала-Credo.Ru

raison
Гость RZN.info
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 29 мар 2005, 11:02
Откуда: Рязань

Сообщение raison » 22 июн 2006, 16:37

3 июня в Казанском приходе Святого Андрея Первозванного (ЕЛЦИ) состоялась презентация книги Владимира Солодовникова "Лютеранство: возможная панацея от опричнины?". 30 июня аналогичная презентация пройдет в г.Моршанске (Тамбовская обл.) в Евангелическо-Лютеранском приходе Святых Петра и Павла.
Последний раз редактировалось raison 13 июл 2006, 21:41, всего редактировалось 1 раз.

raison
Гость RZN.info
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 29 мар 2005, 11:02
Откуда: Рязань

Сообщение raison » 03 июл 2006, 12:23

30июня в Моршанском Евангелическо-Лютеранском приходе Святых Апостолов Петра и Павла состоялась презентация исторической монографии Владимира Солодовникова «Лютеранство: возможная панацея от опричнины?». В ней приняли участие местные лютеране, а также любители отечественной истории из числа неверующих.
Как сообщил настоятель прихода – катехет Сергей Кирюшатов, «это культурно-просветительское мероприятие оказалось под прямой угрозой срыва из-за странной позиции Администрации Моршанского района Тамбовской области. 20 июня 2006 года заместитель Главы Администрации Игорь Печагин официально запретил проводить презентацию в помещении Центральной районной библиотеки на основании того, что, по его мнению, «библиотека – учреждение государственное, светское, функционирует в условиях, когда Церковь отделена от государства, и потому не может себе позволить пропагандировать религиозные течения». Что касается заведующей Отделом культуры Администрации Моршанского района Любови Земцовой, к которой Сергей Кирюшатов обращался за разрешением ранее, то она заявила, что «Администрация района приветствует только Русскую Православную Церковь, а все остальные религиозные течения считает сектами».
По причине отказа в проведении презентации книги в библиотеке презентацию было решено провести в приходском доме, расположенном на пересечении Пролетарской и Хлебной улиц. «За 10 минут до начала презентации, - продолжает Сергей Кирюшатов, - к дому подъехала иномарка, из которой вышел человек в рясе. Расталкивая гостей мероприятия, он подошел ко мне и пастору Владимиру Солодовникову, выкрикивая «Это – моя земля! Кто позволил лютеранам заниматься здесь прозелитизмом?». После этого он представился как отец Андрей, благочинный Моршанского благочиннического округа и настоятель Крестовоздвиженского храма Тамбовской епархии. Далее состоялся монолог отца Андрея смысл которого сводился к тому, что поскольку Евангелическо-Лютеранский приход Святых Петра и Павла пока официально не зарегистрирован и имеет статус религиозной группы, то он не имеет права проводить как богослужения, так и другие массовые мероприятия. Отец Андрей заявил, что «примет меры и не допустит регистрации лютеранского прихода в Моршанском районе, поскольку действует по благословению епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия».
По мнению Сергея Кирюшатова, «весьма своеобразный визит православного благочинного вызвал недоумение у гостей презентации, которая началась на 15 минут позже заявленного времени: настроение людей было явно испорчено».
«Ситуация в Моршанске напоминает какую-то запредельную фантасмагорию, - прокомментировал случившееся автор книги «Лютеранство: возможная панацея от опричнины?», пастор Владимир Солодовников. – Что касается чиновника Игоря Печагина, то, похоже, ему удалось переплюнуть самого Иоанна Грозного, который - при всей специфике своего правления - проявлял известную веротерпимость, в том числе и по отношению к евангелическим лютеранам. Ссылаясь на то, что в России Церковь отделена от государства, зам. Главы Администрации Моршанского района забывает, что она не отделена от народа. Смехотворной выглядела рекомендация г-на Печагина обратиться за разрешением провести презентацию в… Моршанский краеведческий музей, который также является государственным учреждением, и – по его логике – не может проводить такие мероприятия».
«Что касается инцидента перед началом презентации, - заметил Владимир Солодовников, - то она является, скорее досадным недоразумением. Между православными и лютеранами в России традиционно существуют добрые взаимоотношения. В Моршанске действуют общины евангельских христиан-баптистов, христиан-адвентистов седьмого дня, харизматов, старообрядцев. По некоторым сведениям здесь активны Свидетели Иеговы, муниты, сатанисты и даже… розенкрейцеры. Но почему-то только евангелические лютеране вызвали гнев отца благочинного… Кроме того, в нашей стране еще никто не отменил права на свободу совести".

roman
Пользователь RZN.info
Сообщения: 967
Зарегистрирован: 14 окт 2005, 21:39

Сообщение roman » 10 июл 2006, 21:59

Интересно другое, что было бы, если бы кто-то из наших правителей оказался Иоанном Грозным?


Вернуться в «Религия, конфессии»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя