Крест vs. Полумесяц
Добавлено: 23 сен 2010, 00:30
Роман Чугуевский. НГ.
Крупнейшие религии в России – православие и ислам. Естественно, что этим двум общинам нужно наладить нормальные взаимоотношения друг с другом. Но если Православная Церковь в нашей стране уже твердо стоит на ногах, то можно ли то же самое сказать о мусульманстве?
Люди могут называть себя мусульманами лишь следуя традиции, быть так называемыми этническими мусульманами, но при этом не соблюдать пищевых запретов и не совершать намаз. Так что говорить о точном количестве практикующих мусульман опять-таки трудно. Есть и другой фактор, ограничивающий развитие мусульманства в России, – исламофобия. Любой человек в чалме, посещающий мечеть, женщина, надевшая хиджаб, в глазах многих россиян становятся потенциальной угрозой, кандидатами на роль террориста. Понятно, что такое отношение вынуждает мусульман закрываться в своем тесном кругу, отгораживаться от остального общества. А такая обособленность никак не может способствовать диалогу и открытости.
А между тем традиционный, мирный ислам сам немало страдает от рук экстремистов, ваххабитов, непримиримых к иноверцам и инакомыслящим, убивающих имамов и муфтиев на Северном Кавказе. Но террором деятельность ваххабитов не исчерпывается. Как заявляет исламовед Роман Силантьев, они контролируют до 80% российских исламских СМИ, сталкивают между собой традиционных мусульман, негативно высказываются в адрес христиан, иудеев и представителей других религий. Если существующая тенденция сохранится, то, по мнению Силантьева, число мусульман, желающих жить мирно с христианами, чрезвычайно уменьшится и бесконфликтному сосуществованию вероисповеданий в России придет конец.
Таким образом, диалог приходится выстраивать между относительно благополучным и неофициально поддерживаемым властью православием и раздираемым противоречиями исламом, вынужденным испытывать на себе постоянное давление экстремистов. Получается, что участники этого диалога явно неравноправны. К тому же российская история не способствовала развитию у нашего народа способности к партнерству, к конструктивному взаимодействию. Традиции политкорректности и мультикультурности ему не совсем близки. Вот подчиняться тому, кто сильнее, уважать его власть (или диктовать свою волю тем, кто слабее) – это в большей степени нам привычно. Это грустно, но это так.
Но времена меняются. Численность россиян идет на спад. А вот количество этнических мусульман на территории России – большей частью благодаря миграции – продолжает увеличиваться. То бишь «старший брат» дряхлеет и стареет, а «младший» подрастает, крепнет на глазах. Мусульман в нашей стране в обозримом будущем станет больше, чем христиан, и вполне может случиться так, что многие из представителей российского ислама обратятся к самым радикальным его формам. Тогда конструктивному диалогу так и не суждено будет начаться.
Крупнейшие религии в России – православие и ислам. Естественно, что этим двум общинам нужно наладить нормальные взаимоотношения друг с другом. Но если Православная Церковь в нашей стране уже твердо стоит на ногах, то можно ли то же самое сказать о мусульманстве?
Люди могут называть себя мусульманами лишь следуя традиции, быть так называемыми этническими мусульманами, но при этом не соблюдать пищевых запретов и не совершать намаз. Так что говорить о точном количестве практикующих мусульман опять-таки трудно. Есть и другой фактор, ограничивающий развитие мусульманства в России, – исламофобия. Любой человек в чалме, посещающий мечеть, женщина, надевшая хиджаб, в глазах многих россиян становятся потенциальной угрозой, кандидатами на роль террориста. Понятно, что такое отношение вынуждает мусульман закрываться в своем тесном кругу, отгораживаться от остального общества. А такая обособленность никак не может способствовать диалогу и открытости.
А между тем традиционный, мирный ислам сам немало страдает от рук экстремистов, ваххабитов, непримиримых к иноверцам и инакомыслящим, убивающих имамов и муфтиев на Северном Кавказе. Но террором деятельность ваххабитов не исчерпывается. Как заявляет исламовед Роман Силантьев, они контролируют до 80% российских исламских СМИ, сталкивают между собой традиционных мусульман, негативно высказываются в адрес христиан, иудеев и представителей других религий. Если существующая тенденция сохранится, то, по мнению Силантьева, число мусульман, желающих жить мирно с христианами, чрезвычайно уменьшится и бесконфликтному сосуществованию вероисповеданий в России придет конец.
Таким образом, диалог приходится выстраивать между относительно благополучным и неофициально поддерживаемым властью православием и раздираемым противоречиями исламом, вынужденным испытывать на себе постоянное давление экстремистов. Получается, что участники этого диалога явно неравноправны. К тому же российская история не способствовала развитию у нашего народа способности к партнерству, к конструктивному взаимодействию. Традиции политкорректности и мультикультурности ему не совсем близки. Вот подчиняться тому, кто сильнее, уважать его власть (или диктовать свою волю тем, кто слабее) – это в большей степени нам привычно. Это грустно, но это так.
Но времена меняются. Численность россиян идет на спад. А вот количество этнических мусульман на территории России – большей частью благодаря миграции – продолжает увеличиваться. То бишь «старший брат» дряхлеет и стареет, а «младший» подрастает, крепнет на глазах. Мусульман в нашей стране в обозримом будущем станет больше, чем христиан, и вполне может случиться так, что многие из представителей российского ислама обратятся к самым радикальным его формам. Тогда конструктивному диалогу так и не суждено будет начаться.