Освещение дорог: старое&новое

Обсуждения аварий, нововведений и пр., утрачивающего актуальность сравнительно быстро

Модератор: Модераторы FORUM.RZN.info

enemy soldiers
Гость RZN.info
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 05 окт 2011, 11:12

Освещение дорог: старое&новое

Сообщение enemy soldiers » 14 окт 2011, 09:49

Вчера вечером заметил, как под всеобщей экономией съэкономили опять на людях путём отмывания денег в "иновации" и "нанотехнологии".
Дело собственно вот в чём. В недалёком прошлом поменяли освещение на центральных дорогах, обычные жёлтые лампы заменили на светодиодные.... в итоге вечером в сырую погоду на дороге не видно не фига! Причём разница очень существенна, особенно когда выезжаешь на участок дороги со старым-лучшем освещением!
Опять под всеобщей эгидой улучшения нам сделали ухудшение, но хоть кто-то всё же обогатился....

Аватара пользователя
Bazooka
Пользователь RZN.info
Сообщения: 1454
Зарегистрирован: 26 сен 2005, 09:35
Откуда: Рязань

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение Bazooka » 14 окт 2011, 11:09

А мне наоборот показалось что светодиодные лучше освещают

Аватара пользователя
Nick
Пользователь RZN.info
Сообщения: 1783
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 09:39
Откуда: Рязань ул. Баженова
Контактная информация:

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение Nick » 14 окт 2011, 11:33

А на южной окружной вроде бы устанавливают старые светильники.

Лошарик
Гость RZN.info
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 30 июл 2006, 21:51
Откуда: Рязань

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение Лошарик » 14 окт 2011, 11:46

Только оно не работает :D :D
Лошарик

DS
Модератор форума RZN.info
Сообщения: 19219
Зарегистрирован: 09 окт 2005, 16:57
Откуда: Отводное

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение DS » 14 окт 2011, 21:28

Оно ещё не смонтировано.

Аватара пользователя
Walker
Пользователь RZN.info
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: 10 сен 2010, 14:44
Контактная информация:

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение Walker » 14 окт 2011, 23:54

enemy soldiers писал(а):Вчера вечером заметил, как под всеобщей экономией съэкономили опять на людях путём отмывания денег в "иновации" и "нанотехнологии".
…В недалёком прошлом поменяли освещение на центральных дорогах, обычные жёлтые лампы заменили на светодиодные.... в итоге вечером в сырую погоду на дороге не видно не фига! Причём разница очень существенна…

Странно, что Вы заметили это только сейчас :) Светооотдача нонешних «ширпотребовских» светодиодов находится на уровне ртутных дуговых ламп: до 100 лм/Вт. Снятые год назад с эксплуатации на Первомайском проспекте натриевые лампы (которые «желтые») ДНат (дуговые натриевые) имели светоодачу на один ватт потребленной энергии примерно в полтора раза выше чисто-ртутных, а с учетом спектральной чувствительности глаза — в два-три раза выше. Несомненный плюс погружения в могильный — с учетом спектра «инновационных наносветильников╗, мрак центральной улицы города — нормальное освещение прилегающих к Первомайке переулков и дворов: снятые три с лихом сотни натриевых светильников переместились именно туда. А вечерне-ночная Первомайка стала прижизненным памятником чиновней глупости и некомпетентности.

enemy soldiers
Гость RZN.info
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 05 окт 2011, 11:12

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение enemy soldiers » 17 окт 2011, 11:10

Я не понимаю в этих ватах и люменах, но я точно могу сказать, что освещённость стало хуже в разы! Пешеходов ваще не стало видно. Это я говорю про сырую погоду, в сухую разницу особенно не заметил, только в цвете.

Аватара пользователя
Walker
Пользователь RZN.info
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: 10 сен 2010, 14:44
Контактная информация:

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение Walker » 17 окт 2011, 11:45

Натриевые лампы (которые желтые) и разрабатывались специально на брегах туманного Альбиона для освещения автодорог. Оосновное свойство «желтых ламп» — максимум излучения в желтой части видимого спектра. Эта часть «не замечает» аэрозолей вроде тумана, дыма и пыли, поэтому даже в условиях дымки, дождя, тумана желтый свет ламп обеспечивает (обеспечивал) нормальную освещенность, а близость максимума излучаемого спектра к максимуму чувствительности глаза (ж/зеленая область спектра) создавала еще большую визуальную освещенность: в некотором роде получалось согласование источника с нагрузкой (закончившие РРТИ меня поймут) . В результате и видимость на дороге была намно-о-о-го лучше, особенно в плохую погоду. Светодиодные светильники в рязанском приложении имеют только три преимущества: высокую цену за светильник (почти на порядок большую, чем у старого с ДНат-400, но она давал света в 4 (!) раза больше ) ;) , раз в пять бОльший срок службы до отказа, возможность отчитаться перед высокими гостями о внедрении модернизаций инновационных нанотехнологий.
По расходу электроэнергии при заданной силе света сие светодиодное наночудо примерно сопоставимо с ртутной дуговой лампой ДРЛ (это такие сине-фиолетовые) при несопоставимо более высокой цене. Дуговые ртутно-металлические (ДРИ, с галогенидами редкоземельных металлов) и натриевые лампы просто… скажем так, уделывают светодиоды вчистую. Но есть одно «НО» — лампы дешевле и не являются модернизационно-инновационными нанопродуктами. Что собственно и подвертдила практика.

Аватара пользователя
Bazooka
Пользователь RZN.info
Сообщения: 1454
Зарегистрирован: 26 сен 2005, 09:35
Откуда: Рязань

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение Bazooka » 17 окт 2011, 12:16

Walker писал(а):Натриевые лампы (которые желтые) и разрабатывались специально на брегах туманного Альбиона для освещения автодорог. Оосновное свойство «желтых ламп» — максимум излучения в желтой части видимого спектра. Эта часть «не замечает» аэрозолей вроде тумана, дыма и пыли, поэтому даже в условиях дымки, дождя, тумана желтый свет ламп обеспечивает (обеспечивал) нормальную освещенность, а близость максимума излучаемого спектра к максимуму чувствительности глаза (ж/зеленая область спектра) создавала еще большую визуальную освещенность: в некотором роде получалось согласование источника с нагрузкой (закончившие РРТИ меня поймут) . В результате и видимость на дороге была намно-о-о-го лучше, особенно в плохую погоду. Светодиодные светильники в рязанском приложении имеют только три преимущества: высокую цену за светильник (почти на порядок большую, чем у старого с ДНат-400, но она давал света в 4 (!) раза больше ) ;) , раз в пять бОльший срок службы до отказа, возможность отчитаться перед высокими гостями о внедрении модернизаций инновационных нанотехнологий.
По расходу электроэнергии при заданной силе света сие светодиодное наночудо примерно сопоставимо с ртутной дуговой лампой ДРЛ (это такие сине-фиолетовые) при несопоставимо более высокой цене. Дуговые ртутно-металлические (ДРИ, с галогенидами редкоземельных металлов) и натриевые лампы просто… скажем так, уделывают светодиоды вчистую. Но есть одно «НО» — лампы дешевле и не являются модернизационно-инновационными нанопродуктами. Что собственно и подвертдила практика.

спасибо за подробный ответ
но все же не очень понятно почему энергопотребелние равное? все-таки должно отличаться на порядок (во всяком случае в разы), а так же с экологической точки зрения какие лампы лучше?

Аватара пользователя
Walker
Пользователь RZN.info
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: 10 сен 2010, 14:44
Контактная информация:

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение Walker » 17 окт 2011, 14:32

С экологической — с/диоды как бы лучше, однако при надлежащей утилизации практически все одинаково вредны :) Энергопотребеление у них равное, потому что световой выход у с/диода (свет, покинувший кристалл) на один ватт потребленной мощности приблизительно одинаков либо пока существенно ниже (по сравнению с натриевой лампой). Здесь есть еще один нюанс: как таковых, белых светодиодов нет, так как длина волны излучаемого им света жестко связана с квантов… скажем так, свойствами полупроводникового перехода. Поэтому для получения белого света используют либо матрицу из трех светодиодов RGB, либо ультрафиолетовый светодиод, освещающий люминофор, а последний уже светится белым светом. В результате белые светодиоды [пока] имеют наинизший КПД среди диодов — порядка 20–30% против 50% у одноцветных (красн., зел.). Т.е. из 100 ватт потребленой мощности светодиодной сборкой 70-80 ватт перегоняются в тепло. Оставшиеся 20-30 ватт — в белый свет.
Аналогично белому светодиоду, используемому в светильнике работает и старая ртутная ДРЛ с той лишь разницей что для возбуждения люминофора вместо светодиода в ней используется разрядная трубка (горелка) с газо-ртутным заполнением. Ок. 20% составляет КПД обычной газоразрядной лампы высокого (сверхвысокого) давления, котрые как раз и используются для освещения дорог и площадей.
Диод просто удобен в обслуживании («вставил-забыл») и обеспечивает более лучший режим работы питающей сети (cos φ, форму тока). Дуговые лампы в этом смысле хуже, хотя за 20% цены «инновационнного нано-светильника» можно поставить ЭПРА для дуговой лампы и из ее недостатков останется только срок службы (примерно 15 тыс. часов против 50…100 тыс. часов). Так что замена ДНат на с/диоды в уличном освещении пока больше чистой воды «развод лохов на деньги». Ну, конечно если ставить во главу угла качество освещения, а не «индекс инновационности» — достаточно внимательно изучить ТТХ светильников и в првую очередь сравнить светоотдачу (или поделить световой поток в люменах на потребляемую мощность в ваттах) и сравнить со 100-130 лМ/Вт для натриевых ламп, 80-100 — металло-галлоидных типа ДРИ (не путать с галогенными!), 40-60 — для ДРЛ. Т.е. вот последний тип ламп и можно заменять на светодиодные в отношении 1:1. И то, если планировать окупаемость сроком не менее 3-5 лет. Приводимый и рекламируемый продлавцами с/д такой параметр, как освещенность (Лк, люксы) — штука хитрая, и в первом приближении равен отношению светового потока к площади: чем меньше освещаемая площадь, тем большая ее освещенность при том же световом потоке лампы. В конструкции с/диода корпус прибора представляет собой линзу, благодаря чему под самим-то фонарем освещенность оказывается иногда даже больше, чем под старым «желтым» той же мощности. Но размеры этого пятна достаточно скромны и в среднем освещенность больших площадей — например, проезжей части Первомайского проспекта, весьма низкая при высокой неравномерности. В то же время старые светильники линз не содержали (только рефлектор) и при в разы большем световом потоке создавали необходимую освещенность на гораздо большей площади поверхности при высокой равномерности.
Т.е. если хотите освещать пятачок перед подъездом или столик для игры в домино или для распития кваса во дворе и имеете при этом достаточный первоначальный капитал (тыс. 20 рублей), то светодиодный светильник — Ваш лучший выбор.

Аватара пользователя
Bazooka
Пользователь RZN.info
Сообщения: 1454
Зарегистрирован: 26 сен 2005, 09:35
Откуда: Рязань

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение Bazooka » 17 окт 2011, 14:50

Walker, спасибо вам за подробный и интересный ответ"

Аватара пользователя
Walker
Пользователь RZN.info
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: 10 сен 2010, 14:44
Контактная информация:

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение Walker » 17 окт 2011, 15:10

И вдогонку: ежели кому-то приспичит покупать светодиодную лампу для «освещения пятачка у столика для распития кваса», приянть правильное решение и подсчитать деньги поможет вот примерно эта табличка. А потом уже сравнивайте заявленный световой поток нано-светильника, потребляемую им мощность, потребляемую мощность старым (ламповым) светильником. Но при этом учтите, что с/диодные светильники всегда освещают пятачок, и по освещенности этого пятачка в таблицах пишут «заменяет лампу такую-то». Но если вы хотите осветить площадь, то в первом приближении мощность с/диодных светильников должна быть примерно равна заменяемой ими лампы ДРЛ. Т.е. если вы собрались заменять ДРЛ-250, то извольте раскошелиться на с/д светильник (-и) мощностью ватт 200; при замене натриевой (желтой) на 1.7…2.5 (!) мощности заменяемой лампы — т.е. замена идет по световому потоку. При этом в «пятачке» освещенность будет выше (иногда сильно выше), чем при старой лампе, а в окраинных областях — ниже. Т.е. для полноценной замены надо ставить несколько светильников, разводя максимумы их световых потоков немного в стороны, либо применяя рассеивающий плафон, который съест процентов 20-40 потока.

DS
Модератор форума RZN.info
Сообщения: 19219
Зарегистрирован: 09 окт 2005, 16:57
Откуда: Отводное

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение DS » 17 окт 2011, 15:41

А меня ещё срок службы смущает: 50 000 часов, это срок службы светодиодов. Я не думаю, что столько проживёт источник питания.

Аватара пользователя
Walker
Пользователь RZN.info
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: 10 сен 2010, 14:44
Контактная информация:

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение Walker » 17 окт 2011, 15:54

Срок службы — это вообще понятие статистичекое и означает матожидание срока до кончины изделия, а вовсе не гарантия того, что изделие прослужит именно столько. Часть изделий загнется и через 10 тыс часов, а какая-то часть — и 100 тыс час прослужит. До срока службы обычно дотягивает примерно около двух третей всех изделий, а точнее форму распределения и, следовательно, долю вышедших из строя через определенное время работы изделий можно определить , только набрав реальную статистику отказов.
Т.е. при сроке службы одного светильника 50 тыс. часов в течение 11 лет (при 12 час. режиме горения) на Первомайке из 300 светильников следует ожидать в течение этого срока отказа примерно 100 светильников.

DS
Модератор форума RZN.info
Сообщения: 19219
Зарегистрирован: 09 окт 2005, 16:57
Откуда: Отводное

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение DS » 17 окт 2011, 16:39

Это понятно. Я имел в виду, что меня просто коробит, когда в качестве чуть ли не основного преимущества срок службы одного из элементов называется.

Аватара пользователя
Walker
Пользователь RZN.info
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: 10 сен 2010, 14:44
Контактная информация:

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение Walker » 17 окт 2011, 16:55

DS писал(а):…в качестве чуть ли не основного преимущества срок службы одного из элементов называется.

Это называется «За неимением горничной будем кхм… скажем так — спать с дворником.» Сыровато изделие еще. Сы-ро-ва-то.

Аватара пользователя
Fregl
Гость RZN.info
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 11:56
Откуда: Рязань, Заборье, д.Городное
Контактная информация:

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение Fregl » 17 окт 2011, 17:45

Walker, а что вы вообще сказать то хотели??.. Обсудили светильники и что??

Аватара пользователя
Fafhrd
Знаток RZN.info
Сообщения: 6778
Зарегистрирован: 16 июн 2005, 08:18
Контактная информация:

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение Fafhrd » 17 окт 2011, 18:50

А Walker и не хотел ничего сказать. Он просто поделился знаниями. А сказать хотел enemy soldiers - страну-то разворовали.

nikols
Гуру RZN.info
Сообщения: 12989
Зарегистрирован: 11 сен 2008, 15:34

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение nikols » 17 окт 2011, 19:56

Walker
Рассеивать поток света от любой лампы надо не с помощью стеклянного плафона, как в раньше в авто-фарах,а с помощью отражателя. Светодиодные светильники окупаются лет 10. Цена очень высока- 1400 руб/шт для квартиры.
Я купил 4 китайских фонаря на 7 светодиодах по 36 руб/шт(неликвид), сменил отражатель и сделал выпрямитель на 12 В- от галогенной лампы и вставил вместо галогенных. Светят очень ярко. Хорошо,что были Д-226. Надо уменьшить напряжение.

Аватара пользователя
Walker
Пользователь RZN.info
Сообщения: 2477
Зарегистрирован: 10 сен 2010, 14:44
Контактная информация:

Re: Освещение дорог: старое&новое

Сообщение Walker » 18 окт 2011, 10:12

nikols писал(а):Walker
Рассеивать поток света от любой лампы надо не с помощью стеклянного плафона, как в раньше в авто-фарах,а с помощью отражателя. Светодиодные светильники окупаются лет 10. Цена очень высока- 1400 руб/шт для квартиры.


Вопрос, чего мы хотим добиться. В данном случае мы хотим «размазать» направленный собирающей линзой световой поток на большую площадь, т.е. расфокусировать его. Этого можно добиться либо применением матового плафона, который много света теряет на внутреннем отражении, либо линзовым (наподобие как в автомобильных фарах, кстати). Мне часто приходится ездить в электричках и в одной из них, с зав. №1264 в вагонах вместо обычных ЛН и ЛЛ установлены как раз светодиодные модули. Для получения рассеянного светового потока в светильниках с этими модулями используются плафоны с цилиндрическими линзами.

P.S. Энтропия топика плавно нарастает в полном соответствии со вторым началом ТД, т.е. топик плавно скатывается в offtop.


Вернуться в «Горячие обсуждения»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя