Синдром Сапожкова

Место общения верующих и желающих найти веру. Информация о приходах действующих на территории Рязани и области. Вопросы богословия и атеизма.

Модератор: Модераторы FORUM.RZN.info

raison
Гость RZN.info
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 29 мар 2005, 11:02
Откуда: Рязань

Синдром Сапожкова

Сообщение raison » 08 фев 2012, 22:32

Историко-богословский нигилизм, сетевые хомячки и синдром Сапожкова


Приверженцы российского протестантизма в последнее время все болезненнее реагируют на обвинения их в сектантстве. Кто-то из них сам термин «сектант» называет «оскорбительным» или «неопределенным», кто-то призывает подавать на обидчиков, употребивших нехорошее слово, в суд, а кто-то с напыщенностью закомплексованного подростка произносит: «Что ж, и первых христиан считали сторонниками иудейской секты!».
Автор настоящей статьи, будучи протестантом, тем не менее, убежден в том, что проявления самого отъявленного сектантства в российском Евангельском Движении все же есть! Хотя они абсолютно недопустимы.
На мой взгляд, следует, прежде всего, бороться не с теми, кто обвиняет нас в сектантстве, и с пеной у рта доказывать свою «белизну» и «пушистость». Надо как раз противостоять сектантству в собственных рядах! Тогда отпадет необходимость в лукавой апологетике, до боли напоминающей предвыборную пропаганду.

Х Х Х

Любой более или менее ответственный христианин протестантского исповедания (вне зависимости от деноминационной принадлежности) может назвать массу открытых или ловко закамуфлированных проявлений сектантства, так сказать, в собственных рядах. Я в данный момент обращаю внимание только на - некоторые, которые наносят ощутимый ущерб современному Евангельскому Движению.
Прежде всего, речь пойдет о историко-богословском нигилизме, который как раковая опухоль поразил отечественных протестантов.
На уровне обыденного общения с верующими все чаще слышны такие выражения: «Спасительна вера в Бога, а не художественная литература, наука или искусство!», «Творчество Пушкина, Достоевского, Толстого – ничто в сравнении с Библией!», «Господь смотрит, прежде всего, на мое сердце! Ему безразлична моя осведомленность в богословии!», «На том свете Бог устроит мне экзамен не по культурологии! Меня ждет экзамен на христианскую зрелость!» и т.д. и т.п. Ясно, что приведенные выше слоганы говорят сами за себя: они, несомненно, «благочестивы», но в них прослеживается чисто сектантская неприязнь к науке и культуре. Их нарочито - «с оттяжкой» - противопоставляют «вере». Самое же поразительное то, что некоторые протестанты произвольно моделируют настоящее или потенциальное поведение Бога!
Это стало типичным не только для «великих простецов» с промытыми до зияющей пустоты мозгами, но и для некоторых «генералов» Евангельского Движения – действующих или уже вышедших в тираж. Сектантский антиинтеллектуализм насквозь пронизывает их публичные выступления, в том числе - в средствах массовой информации. Впрочем, ведь и «вожди» - «вышли из народа»! Во всяком случае, «председатели», «начальствующие епископы» и прочая подобная публика любят по-свойски бравировать рабоче-крестьянским происхождением и особой «близостью» к т.н. «простому» человеку. Не забывая при этом подчеркнуть свою принадлежность к привилегированной (пардон, «особо благословенной»!) касте «потомственных христиан» или «верующих в нескольких поколениях».
Не так давно мне пришлось познакомиться со статьей «Божьи волны для нас», опубликованной в персональном блоге Семена Бородина, одного из наиболее известных функционеров Всероссийского Содружества Евангельских Христиан (ВСЕХ) http://www.sborodin.com/%d1%81%d0%bf%d0 ... %b0%d1%81/. В этой публикации автор пытается рассуждать о вероятных перспективах Евангельского Движения. И особенно любопытен в ней следующий пассаж:
"Лидеров (протестантских – Прим. мое) 90-х Господь готовил в преддверии большой перестройки, которая ожидала нашу страну. Кто бы мог тогда знать, что это будет за время, и какие 20 лет нас ожидали? Какая «шла волна»? Это мы сегодня «научно умничаем» и делаем анализ 20 лет, оспаривая успехи или играя на чьих-то промахах. Но те, кто реально ожидали «времени посещения и пробуждения от Господа», кто переживали внутренний кризис посвящения, они услышали призыв Божий и вышли на служение в начале 90-х только по вере (хоть вслед им говорили: "Куда вы, это же - ловушка…”). Чтобы не задерживаться долго на маловерии некоторых в прошлом, давайте ответим на вопрос – какая "новая волна” от Господа ожидает нас ко времени 2020? Что приготовил Господь для нашей молодежи, для подготовки Нового Поколения Служащих Лидеров? (НПСЛ-2020)! Или им остается только слушать рассказы о прошлом и истории 90-х?".
Во-первых, обращает на себя внимание плохо скрытая неприязнь автора к научному анализу прошедшего 20-летия ("научно умничаем"). Этот анализ (кстати, весьма недостаточный!) Бородин приравнивает к маловерию. А ведь т.н. "промахи" следует тщательно изучать с целью недопущения аналогичных - в будущем . Почему строго научный анализ ошибок Бородин называет "игрой"? Получается, что эксперты, по его мнению, игроки или интриганы?
Во-вторых, Бородин - по сути - призывает нас к историческому нигилизму, и без него присущему большинству лидеров современного Евангельского Движения.*
Этот нигилизм еще не раз сыграет злую шутку с "энтузиастами", которые презирают прошлое и пытаются "взбодрить" или "взнуздать" российский протестантизм.
Читая статью Семена Бородина, я припомнил одного из героев знаменитого романа Алексея Толстого «Хождение по мукам».
- Кого именно?
- Да футуриста Сергея Сергеевича Сапожкова! Того самого, который на Философских вечерах в дореволюционном Санкт-Петербурге произнес вспугнувшую рафинированных интеллигентов фразу: «…повернитесь к прошлому задом!».
Если мы – евангельские верующие – последуем этому призыву Сапожкова, мистическим образом воплотившемся в г-не Бородине, то, скорее всего, к нам – именно задом – повернется светлое будущее.
Весьма жаль, что лидеры отечественных протестантов недооценивают не только пресловутую «историю», но и основанную на ней экспертную аналитику, которая важна, прежде всего, в практическом многообразном служении, и нынче, и в перспективе. Т.н. "вожди" - фактически заявляют аналитикам: "Мели, Емеля - твоя неделя!", "Собака лает - караван идет". При этом они забывают, что эксперты - не дурачки и лентяи, а караван может добрести не по месту вожделенного назначения!
Впрочем, исторический нигилизм в отечественном протестантизме имеет давние корни. И это – предмет отдельного религиоведческого или историко-культурологического исследования.
Не менее отвратителен и нигилизм богословский. Особенно, когда его глашатаем выступает почетный доктор богословия! Таковым, как известно, является экс-председатель РС ЕХБ Юрий Сипко, опубликовавший в газете «Мирт» статью под заголовком «Он и по смерти говорит еще...» http://gazeta.mirt.ru/?2-8-1149--1
Итак, попробуем хотя бы фрагментарно прочитать опус Сипко, дабы понять его низкопробную демагогию:
ФРАГМЕНТ № 1.: «Мы, евангельские христиане баптисты, первым пунктом своих принципов веры утверждаем: «Библия является единственным, непогрешимым Божественным авторитетом в вопросах веры и практической жизни»! На самом деле это принцип Реформации - только Писание!
Этот принцип означает то, что во все времена, во всех культурах, принятых доктринах, мы свои убеждения основываем на Слове Божьем. Этот принцип означает, что на все вопросы, которые возникают у верующих в разных культурах и в разные времена, ответы мы ищем в Святом Писании, а не в книгах богословов прежних лет.
Этот принцип означает, что даже если существуют прекрасные богословские работы по всем актуальным вопросам веры, я свои отношения с Богом основываю на Священном Писании, а не на богословских трактатах. Какими бы авторитетными не были авторы, они - мои братья, но мое спасение в Господе. Через познание Господа. Его жертвы. Его воскресения. Его благодати! Это означает, что Господь и Его слово являются главенствующими для меня.
Такое понимание ведет нас к тому, каждый верующий свою веру и свое спасение основывает не на богословских трудах прошлых лет, но только исключительно на познании Господа, открытом нам в Священном Писании (Флп. 3:7-21)».
КОММЕНТАРИЙ: С большевистской прямотой и нескрываемым комсомольским задором Юрий Кириллович противопоставляет веру, основанную на Священном Писании, и богословие, на нем же основанное. Он прозрачно намекает на бесполезность последнего!
Никто из протестантских верующих, я полагаю, не усомнится в исключительном приоритете Слова Божия.
Но зачем противопоставлять ему теологию? Однако, г-н Сипко, ничтоже сумняшеся, именно это и делает!
Зачем?
Чтобы унизить теологов?
Или почетный доктор богословия СПХУ испытывает некий комплекс, связанный с тем, что российского протестантского богословия до сих пор нет и в природе?
Всем отлично известно, что протестантское богословие, конечно, есть!
Отсутствует лишь его российская версия!
Увы, Россия пока не разродилась теологами уровня Лютера, Кальвина или Барта… Христианский мир, к сожалению, еще не зачитывается книгами наших доморощенных богословов. Пока. Возможно, они еще появятся и дадут фору маститым «западникам»…
Но, по «металлической логике» Сипко, богословие - и «прежних лет», и нынешнее, и зарубежное, и российско-эмбриональное не особенно-то и нужно. Как говорится: «Бог не бревнах (в данном контексте – теологических), а в ребрах!». Прекрасные богословские работы» - в трактовке «могучего сибиряка» - макулатура; не трудно догадаться, какова тогда степень авторитетности их авторов, которых Юрий Кириллович ханжески именует «братьями».
ФРАГМЕНТ № 2.: «Мы, родившиеся в православном окружении, видим, как непосильным бременем сделались утверждения людей, живших почти пару тысяч лет назад. Освятив их труды, их жизнь однажды, люди церкви неизбежно отложили Слово Божье. Оно стало вторичным. Оно умолкло для церкви. Главным стало Предание.
Новые поколения христиан с благоговением читали и изучали труды отцов, комментировали их и описывали в свою очередь жития святых. Евангелие стало ненужным. Следующие за ними поколения только ссылались на труды предыдущих богословов, которые комментировали труды предыдущих, и уже редкостью стали ссылки на труды отцов церкви. Утрачено и Предание.
Теперь к их трудам добавились их портреты, их пояса и остатки ложек, их тленные и нетленные мощи… И власть спасать теперь принадлежит вещественным началам!? И язык мертвый - самый святой. И календарь мертвый - самый живой.
Православие имеет множество внутренних конфликтов. Силы, консервирующие традиции, велики. Силы, зовущие к обновлению Евангелием, слабы. Их развитие только в исходе из православия. И в этом трагедия Церкви. Мы свидетели, как мертвая буква убивает дух!».**
КОММЕНТАРИЙ: Читая эти строки, я как будто бы окунулся в эпоху гражданской или холодной войны (нужное подчеркнуть).
Что за терминология!
Оцените хотя бы это: православное окружение!
Так и хочется продолжить поток сознания Сипко сугубо коммунистическими агитками: «Капиталистическое окружение!», «Социалистическое Отечество в опасности!» и т. п.
Замечу от себя: это самое «православное окружение – вообще-то наша земная и дарованная Богом Родина - Россия! Но, похоже, Юрий Кириллович ощущает ее – своим врагом. Ему, по-видимому, чрезвычайно ненавистны православие и православная культура, которыми – желаем мы того или нет, соглашаемся мы с этим или нет - жила и живет Русь.
Автора комментария вряд ли можно заподозрить в «тайном» православии: я был, остаюсь и буду протестантом. Такова моя суть! Тем не менее, я убежден в необходимости – пусть трудного – но диалога с православными христианами. Хотя бы потому, что нам есть чему друг у друга поучиться! В том числе и в теологической области.
Но Сипко недвусмысленно дает понять: будем богословствовать - скатимся к культу святых, их мощей и т.п. То бишь, богословие - опасно для нежных душенек протестантских овечек.
Однако богословие – наука о Слове Божием. Наука же – совокупность фундаментальных (основательных) знаний для последующей реализации их на практике.
Именно это и страшит Сипко! Основательные и глубокие знания его пугают. Он сталкивает их с верой, прекрасно зная о том, что оная как раз такие знания в себя и включает.
Почему он так делает?
Потому что богословски подготовленная паства станет «неуправляемой». Она неминуемо выйдет из-под тотального контроля ДВРовских кланов, которые нынче заправляют Евангельским Движением в России и двигают его куда хотят! Руководствуясь своими видением или видением (ударение можно поставить как на на первый, так и на второй слоги!).
ФРАГМЕНТ № 3.: «Жизнь сместилась в интернет пространство. Потрясающая возможность общения и распространения Евангелия по всему миру.
Но холодный монитор компьютера исторгает из себя яд унижения, осуждения и оскорбления. Форумы христиан полны цинизма и склок. Это горькая правда, которая открывает содержание сердца. Из сердца исходит... Что в сердце есть, то и изливается.
Бесчувственный экран перед глазами. Холодные кнопки мертвых букв в руках. Укрывшись в маске, не видя слез ближнего, не видя уст, болью парализованных, беспощадно бьют друг друга братья. Каждый судья. Каждый обладает истиной. Каждый - вне подозрений. Этот дух масок проникает в собрания церковные, в семейные общения. Вот уже братья и сестры не знают, о чем можно разговаривать. Личные встречи становятся тягостными».
КОММЕНТАРИЙ: Похоже, Сипко опасается «сетевых хомячков»*** не меньше теологии!
Потому, что истинная правда о Евангельском Движении становится доступной всем именно в кибер-пространстве. Ей не пробиться ни на конференциях, ни на семинарах, ни на братских советах. Эту правду там забьют! Примеров тому – масса.
Слава Господу, что Интернет неподконтролен нынешним протестантским лидерам! Как говорится, «Пуля дырочку найдет!» Ибо правда убийственна для амбиций заевшихся деноминационных «вождей»****, которые «после Бога – первые!». Понятно, что и в Интернете немало – «дезы»*****, но прозорливый читатель в состоянии отличить правду от ее лукавого антипода. И еще. Сипко ошибается в том, что Интернет исключительно анонимен: многие авторы как раз выступают там не под «никами»,****** а под своими именами, потому что не боятся гнева ни Юрия Кирилловича, ни подобных ему субъектов, которые воистину «довели до ручки» российский протестантизм.

Х Х Х

Автору настоящей статьи хочется верить в то, что рано или поздно с сектантскими проявлениями в Евангельском Движении все же будет покончено раз и навсегда!
Нам крайне необходима действенная прививка от сектантства, которое есть ничто иное, как узость мышления и общекультурная неразвитость.
Я знаю, в России есть мыслящие верующие, которым чуждо тривиальное цитатничество и начетничество, деноминационная конъюнктурность и корпоративная солидарность в ущерб истине. Именно они, верующие в распятого и воскресшего Бога, имеют от Него возвышенное, устремленное в Небеса, мышление. Господь желает, чтобы оно было глубоким, основательным, широким. Возвышенность и глубина христианского мышления являют собой вертикаль, а широта - горизонталь. Пересечение вертикали с горизонталью - есть Крест. То есть - развитое христианское мировоззрение характеризуется Кресто- и Христоцентричностью. В этом контексте ясно, почему "мы имеем ум Христов" (1 Кор. 2:16).
И, надеюсь, будем иметь всегда.


* Приверженцы исторического нигилизма обычно пытаются обосновать его, цитируя Флп. 3:13. Но дело в том, что слова Апостола Павла - «Забывая заднее…» касаются того, что является второстепенным, не принципиальным для христианского роста и движения вперед. Апостол Павел не учил тому, что надо пренебрегать историей. Далее, читая статью, Вы заметите, что Посланием к Филиппийцам весьма топорно манипулирует еще один ее «герой» - Ю.К. Сипко.
** Ю.К. Сипко искажает смысл известного стиха (2 Кор. 3:6): Апостол Павел – чрезвычайно образованный человек и посвященный служитель Божий - ничего не имел против богословия, он был против начетничества, законничества и т. п.
*** «Сетевые хомячки» (проф.) – в т.ч. - активные пользователи Интернета, блоггеры.
**** См. Еф. 6:12.
***** «Деза» (молод.) – дезинформация.
****** «Ник» - псевдоним в Интернете.


Пастор Владимир СОЛОДОВНИКОВ,
кандидат исторических наук

Аватара пользователя
Vredtech
Пользователь RZN.info
Сообщения: 3653
Зарегистрирован: 03 окт 2009, 21:48
Контактная информация:

Re: Синдром Сапожкова

Сообщение Vredtech » 14 фев 2012, 20:26

Вы тупой? Я специально завел отдельную тему для мудрейших высказываний пастора Солодовникова. Может быть пастор человек и умный ...
В связи с дефицитом патронов предупредительные выстрелы больше не производятся. Сразу контрольные.

Аватара пользователя
DarkHobbit
Пользователь RZN.info
Сообщения: 659
Зарегистрирован: 13 мар 2008, 05:47
Откуда: Рязань

Re: Синдром Сапожкова

Сообщение DarkHobbit » 31 мар 2012, 12:38

На уровне обыденного общения с верующими все чаще слышны такие выражения: «Спасительна вера в Бога, а не художественная литература, наука или искусство!», «Творчество Пушкина, Достоевского, Толстого – ничто в сравнении с Библией!», «Господь смотрит, прежде всего, на мое сердце! Ему безразлична моя осведомленность в богословии!», «На том свете Бог устроит мне экзамен не по культурологии! Меня ждет экзамен на христианскую зрелость!» и т.д. и т.п. Ясно, что приведенные выше слоганы говорят сами за себя: они, несомненно, «благочестивы», но в них прослеживается чисто сектантская неприязнь к науке и культуре. Их нарочито - «с оттяжкой» - противопоставляют «вере». Самое же поразительное то, что некоторые протестанты произвольно моделируют настоящее или потенциальное поведение Бога!

Сдаётся мне, что такие тенденции имеют место быть не только у протестантов...

Vredtech: если бы этот пост был опубликован в "гетто высказываний профессора Солодовникова", я бы его, скорее всего, не увидел. А так - некоторые мысли весьма интересны и выходят за рамки мира протестантов...
Может быть, учитывая высокую активность сторонников ЕХБ в этом форуме, стоило создать для них отдельный подраздел в рамках раздела "Религия и конфессии"? Разумеется, это может сделать только администрация, и разумеется, это касается не только баптистов, но и приверженцев других известных конфессий...

nikols
Гуру RZN.info
Сообщения: 12989
Зарегистрирован: 11 сен 2008, 15:34

Re: Синдром Сапожкова

Сообщение nikols » 31 мар 2012, 12:51

Позиция протестантских традиционных конфессий была сформулирована в итоговом заявлении международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России» (Москва, 16-20 мая 1994 г.). В частности, здесь говорится:

«1. Мы, участники Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», свидетельствуем, что все религиозные движения, в своей практике не нарушающие основные права личности, устои семейной жизни и общества и основы законодательства, и не призывающие ни прямо, ни косвенно к ненависти и служению злу, имеют право на существование.

2. При этом мы признаем, что религиозные общины имеют право публично разъяснять отличия своей веры от иных религиозных убеждений.

3. Более того, религиозные общины имеют право выражать свой протест в тех случаях, когда авторитет их основателей или учителей используется для такой реинтерпретации основополагающей вести, которая по сути своей с нею несовместима. Например, мы, христиане, выражаем свое возмущение теми интерпретациями Евангелия и христианства, которые предлагаются в оккультно-теософских системах, и утверждаем, что идея близости этих эзотерических доктрин к Евангелию есть лжесвидетельство.

4. Мы свидетельствуем, что пути религиозного движения могут быть разнонаправленны и что далеко не каждое религиозное действие ведет к освобождению и спасению человека. Есть религиозные практики, уводящие человека от Бога, явленного нам во Христе, и от той свободы, которая дарована нам в Сыне Божьем.

5. Опыт России показал, что страна, в которой уничтожается христианская духовность, подвергается опасности развития самых примитивных языческих суеверии и практик, как возникающих в ней самой, так и привносимых извне. Мы с горечью признаем, что те группы людей, которые отпали от Христа в странах Запада, ныне переносят проповедь своих неоязыческих и оккультных доктрин в Россию. Мы свидетельствуем, что деятельность тоталитарных сект и не ограниченная законодательством проповедь их членов носит неприкрытый характер экспансии, направленной на подрыв безопасности, гражданского мира и всех устоев Российского государства. Мы просим россиян не отождествлять мир западного христианства с миром неоязыческих сект…

7. Мы, христиане разных конфессий и разных стран, единодушно свидетельствуем об антихристианском и антигуманном характере таких движений, как "Церковь объединения” Муна, "Церковь саентологии” Хаббарда (дианетика) и "АУМ Синрике” Секо Асахары.

8. Мы свидетельствуем и о существенном искажении Евангелия, происходящем в движениях мормонов и Свидетелей Иеговы…



11. Мы, люди, знающие христианство не извне и имеющие серьезный опыт знакомства с иными религиями, свидетельствуем, что любая попытка создания «синкретической мировой религии» есть не что иное как антихристианская инициатива. Всякий, исповедующий христианство, знает, что оно, будучи полнотой Истины, не нуждается ни в каких дополнениях, более того – всякая попытка дополнить христианство может его только исказить. Мы предупреждаем, что если какая-то религиозная или «культурологическая» группа говорит о себе, что она нашла путь к синтезу всех мировых религий, к объединению христианства с каким-либо восточным или «эзотерическим» культом, то это явный признак того, что перед нами отнюдь не «всепримиряющее учение», а очередная секта, которая пытается насадить тот или иной псевдовосточный культ под маской симпатии к христианству.

12. Мы обращаем внимание на недобросовестность пропаганды проповедников синкретических сект, воинственно требующих «терпимости». Объявляя невежественным и необразованным фанатиком любого человека, не согласного с их доктриной, зачастую утверждая, что между их адептами и оппонентами лежит расовая пропасть, они постоянно обвиняют христиан в нетерпимости и сегрегационизме. Заявляя о себе как о носителях «широкого взгляда на мир», они никогда не признают права христиан оставаться просто христианами. Отказ христианина поклониться «эзотерической доктрине» – чего просто невозможно делать, оставаясь верным духу и букве учения Христа – они немедленно характеризуют как «средневековую нетерпимость», «фанатизм» и т. п., уверяя, что людям, стоящим на такой (то есть христианской) позиции, нет места в новом мировом порядке, на утверждение которого направлены эти культы…



16. Мы не можем молчать и перед лицом активного антихристианского движения, включающего в себя теософию, антропософию, «Живую этику» Рерихов и культы «New-Age». Распространение «Агни-йоги» Рерихов в России, происходящее с поддержкой государственных лидеров и структур, вызывает нашу тревогу. Со всей ответственностью мы свидетельствуем: учение Рерихов – это религиозная секта, не только несовместимая с христианством, но и прямо ему враждебная.

17. Особо мы хотим подчеркнуть антихристианскую, оккультную, антропософскую основу «Вальдорфской педагогики». Мы выражаем свое крайнее недоумение тем, что эта расистская и антисемитская система, враждебная учению Христа, которая в странах Европы поддерживается только частными лицами и общественными инициативами, встретила в России государственную поддержку. Нам представляются незаконными и некорректными действия Министерства культуры России, учредившего Государственную академию эвритмического искусства, равно как и действия Министерства образования России, директивно поддерживающего антропософию и вводящего в государственных школах преподавание по системе вальдорфской педагогики…».


Вернуться в «Религия, конфессии»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость