К истории атеизма в России
Модератор: Модераторы FORUM.RZN.info
К истории атеизма в России
"После 9 января 1905 г. опрашиваемые перестали тратиться на церковь": К истории атеизма в России
В начале XX века неоднократно проводились исследования бюджета разных групп населения. Некоторые из них были переизданы в сборнике
Антология социально-экономической мысли в России: Дореволюционный период. - СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 2000
Выявились следующие закономерности. Согласно данным Имп. Русского технического общества (соответствующие таблицы в сканах)
С. Н. Прокопович. Бюджеты петербургских рабочих (По данным анкеты, произведённой 12-м (содействия труду) отделом ИРТО) // Записки ИРТО. Февраль, март, апрель 1909 г. - СПб., 1909
% расходующих на церковь выше всего среди рабочих, имеющих в деревне хозяйство; они и тратят больше других. По мере ослабления связи падает и религиозность: рабочие-горожане, утратившие всякую связь с деревней, дают наименьший процент расходующих и тратят на церковные требы самый ничтожный % своего бюджета. Особенно низок % расходующих среди городской молодёжи. Среди горожан-рабочих, судя по отзывам на опросных листах, много атеистов. Некоторые делают только обязательные расходы, например, на крестины, на похороны. Встречаются указания, что после 9 января 1905 г. опрашиваемые перестали тратиться на церковь и церковные требы.
(Антология социально-экономической мысли в России. - С. 74)
Следует пояснить, что такое "обязательные расходы". Дело в том, что
Н. И. Мухин. Образование новых церковных приходов в пореформенной России : (по материалам Егорьевского уезда Рязанской епархии) // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. - 2006. - № 3
В стране, где церковь не была отделена от государства, без нее в повседневной жизни невозможно было обойтись, и каждый мирянин обязан был к ней обращаться многократно. Этого требовали такие события, как рождение, смерть, вступление в брак. Необходимо было также регулярно являться на исповедь даже вне зависимости от своей личной внутренней потребности, ибо неявка могла привести к серьезным неприятностям по линии не только духовных, но и гражданских властей.
Каковы же были причины ослабления роста атеизма среди порвавших с деревней горожан? Конечно, разрыв с традиционным укладом деревенской жизни. Социальная оппозиционность власти и церкви, как её части, - вспомним, что на выборах в Гос. Думу по рабочей курии неизменно избирались социал-демократы. Но была и ещё одна закономерность - в отношении к образованию:
Горожане-рабочие, как показывает эта таблица, тратят на обучение детей больше денег, чем пришлые из деревни.
Следующая группа расходов - на общественно-просветительные цели - распадается на: 1) расходы на рабочие клубы, рабочие школы и посещение лекций
Рабочие горожане, утратившие связь с деревней, проявляют больший интерес к клубам и лекциям, чем рабочие деревенцы: и число расходующих,и средний расход у горожан выше, чем у деревенцев.
(Антология социально-экономической мысли в России. - С. 61, 63)
То есть, отношение к образованию обратно корреллировало с религиозностью. Чем больше человек тратил на образование, тем меньше он тратил на церковь. И наоборот, чем религиознее был человек, тем меньше он тратил на образование.
Аналогическое исследование в 1912 году провело Киевское Общество Экономистов. В "Антологии..." оно перепечатано по изданию
Г. Наумов. Бюджеты рабочих Киева. - Киев, 1914
Вполне правильной представляется разница в расходах на обучение детей и церковные требы. Дети деревни носят в себе большую приверженность к церкви, меньше тратят на обучение детей. Очевидно, более нормальной представляется для этих рабочих и меньшая трата на просветительные нужды и на взаимопомощь при большей затрате на алкоголь
(Антология социально-экономической мысли в России. - С. 290)
Интересно сравнить с результатами полученными в 1895 году видным библиотековедом Н. А. Рубакиным, опубликовавшим исследование «Этюды о русской читающей публике: Факты, цифры и наблюдения». Исследователь отметил:
«Богословские книги у русских культурных читателей в ходу менее всех остальных. В известной нам частной библиотеке в течение года при 45 000 выдач всего-навсего было выдано 12 книг богословского отдела, в том числе соч. Фаррара, Робертсона, Ольденбурга («Будда»), Вашингтона Ирвинга («Магомет»), поучения Родиона Путятина и творения монаха Митрофана. Последние 2 книги были взяты первая рабочим, другая прислугой одной подписчицы. Несколько лет тому назад офицерские библиотеки получили предписания выписать духовные журналы. Из этих журналов в известной нам офицерской библиотеке в течение двух лет ни один номер не нашел себе читателя. Интересно, что к богословским книжкам русская культурная публика относится довольно ровно во всех городах, колеблясь в пределах от 0.0 до 0.5 книжки на каждого подписчика»
Согласно статистике конца 90-х, среди «преступников против веры» доля грамотных была в полтора раза выше, а процент людей с высшим образованием в два раза выше, чем среди осужденных за обычные преступления. Религиозные преступления в России // Вестник права. - 1899. - № 4)
Можно сделать вывод, что удар, нанесённый ростом городского населения традиционной религиозности, связан и с ростом уровня образования. В этой связи понятен призыв святого Феофана Затворника:
http://www.pagez.ru/olb/feofan1/1144.php
Неверие объявить государственным преступлением, Материальные воззрения запретить под смертною казнью. Материальные воззрения чрез школы распространяются. Лапласовская теория самообразования мира с прибавкою Дарвиновских бредней идет в уроках. После школы и в письмена она вошла, и всюду приносит плод неверия. Кто виноват в этом? Правительство. Оно позволило. Следовательно, кому следует все это пресечь? Правительству. Прикажет и все исправится.
Источник
Как известно из новорусской истории до революции народ только и делал как молился,постился,поклоны бил. Но потом внезапно пришли коммисары в кожанках и с маузерами. Только кто захочет помолится он тут как тут выбегает.
В начале XX века неоднократно проводились исследования бюджета разных групп населения. Некоторые из них были переизданы в сборнике
Антология социально-экономической мысли в России: Дореволюционный период. - СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 2000
Выявились следующие закономерности. Согласно данным Имп. Русского технического общества (соответствующие таблицы в сканах)
С. Н. Прокопович. Бюджеты петербургских рабочих (По данным анкеты, произведённой 12-м (содействия труду) отделом ИРТО) // Записки ИРТО. Февраль, март, апрель 1909 г. - СПб., 1909
% расходующих на церковь выше всего среди рабочих, имеющих в деревне хозяйство; они и тратят больше других. По мере ослабления связи падает и религиозность: рабочие-горожане, утратившие всякую связь с деревней, дают наименьший процент расходующих и тратят на церковные требы самый ничтожный % своего бюджета. Особенно низок % расходующих среди городской молодёжи. Среди горожан-рабочих, судя по отзывам на опросных листах, много атеистов. Некоторые делают только обязательные расходы, например, на крестины, на похороны. Встречаются указания, что после 9 января 1905 г. опрашиваемые перестали тратиться на церковь и церковные требы.
(Антология социально-экономической мысли в России. - С. 74)
Следует пояснить, что такое "обязательные расходы". Дело в том, что
Н. И. Мухин. Образование новых церковных приходов в пореформенной России : (по материалам Егорьевского уезда Рязанской епархии) // Вестник Московского университета. Сер. 8, История. - 2006. - № 3
В стране, где церковь не была отделена от государства, без нее в повседневной жизни невозможно было обойтись, и каждый мирянин обязан был к ней обращаться многократно. Этого требовали такие события, как рождение, смерть, вступление в брак. Необходимо было также регулярно являться на исповедь даже вне зависимости от своей личной внутренней потребности, ибо неявка могла привести к серьезным неприятностям по линии не только духовных, но и гражданских властей.
Каковы же были причины ослабления роста атеизма среди порвавших с деревней горожан? Конечно, разрыв с традиционным укладом деревенской жизни. Социальная оппозиционность власти и церкви, как её части, - вспомним, что на выборах в Гос. Думу по рабочей курии неизменно избирались социал-демократы. Но была и ещё одна закономерность - в отношении к образованию:
Горожане-рабочие, как показывает эта таблица, тратят на обучение детей больше денег, чем пришлые из деревни.
Следующая группа расходов - на общественно-просветительные цели - распадается на: 1) расходы на рабочие клубы, рабочие школы и посещение лекций
Рабочие горожане, утратившие связь с деревней, проявляют больший интерес к клубам и лекциям, чем рабочие деревенцы: и число расходующих,и средний расход у горожан выше, чем у деревенцев.
(Антология социально-экономической мысли в России. - С. 61, 63)
То есть, отношение к образованию обратно корреллировало с религиозностью. Чем больше человек тратил на образование, тем меньше он тратил на церковь. И наоборот, чем религиознее был человек, тем меньше он тратил на образование.
Аналогическое исследование в 1912 году провело Киевское Общество Экономистов. В "Антологии..." оно перепечатано по изданию
Г. Наумов. Бюджеты рабочих Киева. - Киев, 1914
Вполне правильной представляется разница в расходах на обучение детей и церковные требы. Дети деревни носят в себе большую приверженность к церкви, меньше тратят на обучение детей. Очевидно, более нормальной представляется для этих рабочих и меньшая трата на просветительные нужды и на взаимопомощь при большей затрате на алкоголь
(Антология социально-экономической мысли в России. - С. 290)
Интересно сравнить с результатами полученными в 1895 году видным библиотековедом Н. А. Рубакиным, опубликовавшим исследование «Этюды о русской читающей публике: Факты, цифры и наблюдения». Исследователь отметил:
«Богословские книги у русских культурных читателей в ходу менее всех остальных. В известной нам частной библиотеке в течение года при 45 000 выдач всего-навсего было выдано 12 книг богословского отдела, в том числе соч. Фаррара, Робертсона, Ольденбурга («Будда»), Вашингтона Ирвинга («Магомет»), поучения Родиона Путятина и творения монаха Митрофана. Последние 2 книги были взяты первая рабочим, другая прислугой одной подписчицы. Несколько лет тому назад офицерские библиотеки получили предписания выписать духовные журналы. Из этих журналов в известной нам офицерской библиотеке в течение двух лет ни один номер не нашел себе читателя. Интересно, что к богословским книжкам русская культурная публика относится довольно ровно во всех городах, колеблясь в пределах от 0.0 до 0.5 книжки на каждого подписчика»
Согласно статистике конца 90-х, среди «преступников против веры» доля грамотных была в полтора раза выше, а процент людей с высшим образованием в два раза выше, чем среди осужденных за обычные преступления. Религиозные преступления в России // Вестник права. - 1899. - № 4)
Можно сделать вывод, что удар, нанесённый ростом городского населения традиционной религиозности, связан и с ростом уровня образования. В этой связи понятен призыв святого Феофана Затворника:
http://www.pagez.ru/olb/feofan1/1144.php
Неверие объявить государственным преступлением, Материальные воззрения запретить под смертною казнью. Материальные воззрения чрез школы распространяются. Лапласовская теория самообразования мира с прибавкою Дарвиновских бредней идет в уроках. После школы и в письмена она вошла, и всюду приносит плод неверия. Кто виноват в этом? Правительство. Оно позволило. Следовательно, кому следует все это пресечь? Правительству. Прикажет и все исправится.
Источник
Как известно из новорусской истории до революции народ только и делал как молился,постился,поклоны бил. Но потом внезапно пришли коммисары в кожанках и с маузерами. Только кто захочет помолится он тут как тут выбегает.
Re: К истории атеизма в России
В большинстве государств со светскими устоями религиозные организации отделены от государства и власти. Но это не означает рост числа атеистов в этих странах. Атеизм- то же учение о месте религии в государстве и семье.
Re: К истории атеизма в России
nikols писал(а):В большинстве государств со светскими устоями религиозные организации отделены от государства и власти. Но это не означает рост числа атеистов в этих странах. Атеизм- то же учение о месте религии в государстве и семье.
И что этим хотел сказать? Когда временное правительство отменило обязаловку в армии посящаемость на праздник пасхи в марте составила всего 10% личного состава почему то.
Re: К истории атеизма в России
Cyrax писал(а):nikols писал(а):В большинстве государств со светскими устоями религиозные организации отделены от государства и власти. Но это не означает рост числа атеистов в этих странах. Атеизм- то же учение о месте религии в государстве и семье.
И что этим хотел сказать? Когда временное правительство отменило обязаловку в армии посящаемость на праздник пасхи в марте составила всего 10% личного состава почему то.
А почему сейчас так много ходит на Пасху? Или народ дурнее того, в период вр. правительства?
Знаешь, Ксерокс - ну оч. много букв..... не знаю, читает ли кто....
Я вот, даже по диагонали - не осилил.....
Re: К истории атеизма в России
За Петю! писал(а):Знаешь, Ксерокс - ну оч. много букв..... не знаю, читает ли кто....
Я вот, даже по диагонали - не осилил.....
Можно сделать вывод, что удар, нанесённый ростом городского населения традиционной религиозности, связан и с ростом уровня образования.
Бывает
Re: К истории атеизма в России
За Петю! писал(а):А почему сейчас так много ходит на Пасху? Или народ дурнее того, в период вр. правительства?
Странно что то на пасху не наблюдал в церквях много народу.
Re: К истории атеизма в России
Cyrax писал(а):За Петю! писал(а):А почему сейчас так много ходит на Пасху? Или народ дурнее того, в период вр. правительства?
Странно что то на пасху не наблюдал в церквях много народу.
Дааа!?!!? ....ммм.....а вы где живёте? Может, в Таджикистане?
- Vredtech
- Пользователь RZN.info
- Сообщения: 3735
- Зарегистрирован: 03 окт 2009, 21:48
- Контактная информация:
Re: К истории атеизма в России
Вот в советские времена на Пасху в церковь было - не протолкнуться. Шли по убеждению. А сейчас - как обязанность выполняют, иногда даже почетную, с ТВ съемками.
В связи с дефицитом патронов предупредительные выстрелы больше не производятся. Сразу контрольные.
Re: К истории атеизма в России
Vredtech писал(а):Вот в советские времена на Пасху в церковь было - не протолкнуться. Шли по убеждению. А сейчас - как обязанность выполняют, иногда даже почетную, с ТВ съемками.
Почему то принято считать, раз история повернулась вот таким ракурсом - то так оно теперь всегда и будет. Сама же история показывает, что это далеко не так. И мировозрение людей постоянно меняется, от одного времени к другому, даже в одно и то же время в разных странах оно отличается (в массе своей, я имею в виду).
Взять Британию. Сейчас Стинг, другие группы защищают одну нашумевшую до лома в зубах группу, даже не хочется её называть, и так все знают. И это в их стране в норме и никому ничего за это не будет.
Вспомним Британию начала 19 века. Был такой поэт-романтик - Перси Биши Шелли. Люди старшего поколения, типа меня, помнят диск Тухманова "По волне моей памяти", так вот песня "Good Night" положена на его стихи. Так вот, сей молодой человек поступил в университет города Оксфорд, и в январе 1811 года он в соавторстве со своим однокурсником Томасом Джефферсоном Хоггом написал небольшой трактат "Необходимость атеизма", за что уже 25 марта того же года оба студента были отчислены. Времена меняются.
"Наше всё" - Пушкин Александр Сергеевич сказку "О попе и Балде" написал. По нынешним временам - вытащить бы этого Пушкина из могилы и заставить переписывать! Была она написана в Болдине 13 сентября 1830 года, и при жизни поэта не была напечатана. И только, когда Жуковский заменил попа на купца Кузьму Остолопа: «Жил-был купец Кузьма Остолоп по прозванию Осиновый Лоб», только тогда он её напечатал в 1840 году. И только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений под редакцией П. Е. Ефремова сказка напечатана по рукописи.
Я это все к тому, что "ничто не стоит на месте" и этот всплеск клерикализма уляжется когда-либо, просто больше всего (избегу слово "бесит") не нравится - радикальное шараханье из стороны в сторону, поймите Вы - что навязывание мировозрения через силу никогда не приводило к действенным результатам. Пришел ты к вере сам - живи и радуйся, не надо меня насильно обращать! Коммунизм развалился из-за этого, идеологическая промывка мозгов до того довела в те годы, что в партии остались лишь приспособленцы. Т. е - добились обратного результата. Вот так и сейчас.
В тексте использованы материалы Википедии, ибо моя память по отношению к отдельным датам не компьютер.
Ты - это ты, а я - это я.
- Faria
- Гость RZN.info
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: 03 авг 2012, 18:25
- Откуда: Рязань
- Контактная информация:
Re: К истории атеизма в России
Странно что то на пасху не наблюдал в церквях много народу.
На Пасху народ валом валит, а вот в обычный день днем с огнем бывает не найдешь. То что религиозность падает с ускорением урбанизации и повышением грамотности - это факт
Вернуться в «Религия, конфессии»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей